Украина научилась работать в условиях сверхвысоких цен на бензины и дизельное топливо. При доминировании дешевого российского горючего уровень премий (наценки) на импорт горючего составил $20 — 30/тонна к мировым котировкам.
Небольшой размер премий, по мнению Сергея Куюна, директора «Консалтинговой группы «А-95», которое он выразил в интервью , буквально «душил» украинскую переработку. За 10 лет страна фактически потеряла пять из семи НПЗ, на плаву остались только Кременчугский и Шебелинский заводы. Причина простая: инвестор не хотел идти в Украину, когда рядом есть два мощных поставщика с низкими ценами (россия и Беларусь).
Война коренным образом изменила ситуацию. Было очень тяжело налаживать логистику нефтепродуктов из ЕС, когда ракеты прилетали в Кременчуг, а Шебелинка остановилась. Премии к импортируемым таким образом нефтепродуктам при дефиците на украинском рынке выросли до $350/тонна. Но это открыло новые возможности.
В настоящее время премии упали до $90 — 130/тонна и ниже, чем в среднем $100/тонна, уже не будут, потому что в обозримой перспективе дешевое российское и белорусское горючее не вернется. Указанный рост премий равен дополнительному заработку наших НПЗ. И это очень серьезный стимул для восстановления этого сектора.
«Почему наша переработка всегда была в таком «загнанном «состоянии? Потому что заводы конкурировали с дешевым российским и белорусским ресурсом, который всегда был в профиците. Сегодня этого продукта нет и, надеюсь, никогда больше не будет», — подытожил Сергей Куюн.
По его словам, конкуренция с дорогим европейским продуктом гарантирует нашим НПЗ хороший заработок. Поэтому сейчас начинают просматриваться перспективы не только для восстановления Кременчугского НПЗ, но даже старых заводов в Надворной и Дрогобыче, которые не работают уже более 10 лет.
Контекст. Напомним: ранее директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн рассказал, возможно ли повторение топливного кризиса образца мая — июня 2022 года. Также он объяснил, как сейчас работает украинский рынок горючего.