Цель вселенной это смесь виртуальной и дополненной реальности. Вымышленная фантастами еще в ХХ веке идея состоит в том, что это безграничный трехмерный цифровой мир, в который, по замыслу современных техногигантов, зайти так же просто, как в интернет.
Пока это выглядит как несколько углубленная версия виртуальной реальности (VR), но многие уверены, что за метавселенной будущее. Вместо компьютера метавселенная предлагает с помощью VR-гарнитуры погрузиться в виртуальный мир, сочетающий цифровые среды. В отличие от нынешней виртуальной реальности, используемой преимущественно для игр, этот виртуальный мир можно применять практически для чего-либо – рабочих конференций, игр, концертов, просмотра кинофильмов – или просто для отдыха. Находиться в этом мире вы будете в виде своего 3D-аватара.
Цель вселенной может стать для людей не просто «компьютерной игрой», в которую они играют после работы, а местом, где они будут решать все свои дела: будут работать, учиться, общаться и совершать все покупки. Практически, по плану, в этом пространстве можно будет тратить огромную часть собственного времени.
Но поскольку это только концепция, единого согласованного определения метавселенной пока нет.
Одна из первых попыток претворить концепт в жизнь была еще в 2007 году. Тогда приобрела популярность компьютерная игра с элементами социальной сети Second Life. Около миллиона людей участвовали в разнообразной деятельности: они могли посетить виртуальные версии известных мест, закупиться виртуальной и реальной одеждой и даже заняться виртуальным сексом. Кроме того, в Second Life пользователи зарабатывали деньги, а некоторые даже становились миллионерами. Однако долго эта соцсеть удержать внимание людей не смогла.

Фото: decentraland.org
Кроме этого, уже существует платформаDecentraland – «децентрализованный виртуальный мир», работающая на Ethereum. Это виртуальная метавселенная, где пользователи смогут покупать и продавать цифровую недвижимость, исследуя мир, взаимодействуя друг с другом и играя в игры. У пользователей Decentraland есть свои аватары и ники. Для погружения в мир нужны очки. Также платформы Sandbox, Mirandus и Axie Infinity.
На интерес к идее мета вселенной сильно повлияла пандемия. На фоне локдаунов вырос спрос на отдаленную работу и онлайн развлечения. Хотя существует немало концепций того, какой должна быть метавселенная, большинство из них базируется на человеческом взаимодействии. Это привлекло дополнительное внимание к теме крупных компаний. Среди них – Facebook, Microsoft и Epic Games.

Фото: facebook.com/Meta
Громче всего о разработке метавселенной в июле прошлого года заявил основатель Facebook Марк Цукерберг, который в подтверждение серьезности своих намерений осенью даже переименовал свою компанию в Meta. Компания намерена инвестировать в создание «мета Вселенной» $10 млрд.
По словам Цукерберга, это будет полноценный виртуальный мир для общения, работы и развлечений, где пользователи могли бы ощущать физическое присутствие друг друга.
«Многие считают, что метавселенная — это виртуальная реальность, которая, как мне кажется, будет важной ее частью. И это та часть, в которую мы инвестируем больше всего – VR-технология обеспечивает наиболее емкую форму присутствия человека. Но мета вселенная – это не только виртуальная реальность. Она будет доступна на всех наших AR- и VR-платформах, а также на ПК, мобильных устройствах и игровых консолях. Многие также связывают метавселенную прежде всего с играми, но я не думаю, что это будут только они, хотя развлечения и станут большой частью процесса», — отметил Цукерберг.
Microsoft также объявил о создании своей метавселенной и решил начать с смены традиционной офисной жизни на основе своей облачной технологии Azure. Компания объявила, что уже в первом полугодии 2022 г. в его сервисе видеоконференций Teams появятся виртуальные просторы и 3D-аватары для общения, обмена данными и работы.
Meta и Microsoft очевидно будут сильно конкурировать в эпоху метавселенной. Последняя годами инвестировала в эту сферу, работая над очками смешанной реальности HoloLens и покупая разные стартапы, среди которых социальная платформа виртуальной реальности AltspaceVR. Однако они не единственны в своих устремлениях.

Американская геймстудия Epic Games основой для метавселенной называет свою онлайн-игру Fortnite. В апреле компания привлекла $1 млрд инвестиций на долгосрочное развитие метавселенной. $200 млн поступило от Sony, с которой Epic Games планирует развивать передовые технологии, а также работать со сферой развлечений и социально взаимосвязанных онлайн-сервисов. По словам СЕО Epic Games Тима Суини, метавселенная должна обеспечить лучший опыт, чем могут предложить Fortnite, Netflix и все остальные развлекательные сервисы вместе взятые.
Недавно он заявил Washington Post, что представляет себе мир, в котором производитель автомобилей, рекламируя свою новую модель, «запускает ее в виртуальную вселенную, и кто-либо может на ней прокатиться». Или, например, вы отправляетесь на онлайн шопинг и прежде чем что-нибудь заказать, примеряете одежду в цифровой среде.

Фото: psfk.com
Поскольку в метавселенной пользователи могут покупать виртуальную землю и другие вещи, такие как одежда для аватаров, в форме криптоактива, называемой невзаимозаменяемым токеном ( NFT ) – он вызывает интерес у совершенно разнообразных брендов. Например, компания Nike купила производителя виртуальных кроссовок RTFKT для торговли в метавселенной.
Кроме того, мы уже можем наблюдать несколько примеров реальных соглашений с виртуальными активами. Например, лот земли на платформе The Sandbox был продан за $57 171. Однако это далеко не самая большая сумма, которую люди готовы выложить за виртуальную «землю». Рекорд сейчас принадлежит участку площадью эквивалентной 565 квадратных метров на Decentraland, проданном за $2,4 млн. Ее приобрел канадский сервис Tokens.com для проведения цифровых модных показов и услуг электронной коммерции с модными брендами.
Пока неизвестно, когда появится настоящая метавселенная. Так, Марк Цукерберг оптимистично заявляет, что реализует проект за 5-7 лет, а СЕО Epic Games Тима Суини считает, что на это уйдут десятилетия. Нет единого мнения и относительно того, как будут уживаться конкурирующие метамиры, как они будут выглядеть и к чему вообще приведет реализация этой концепции.
Наверное, можно сказать только одно – у этой идеи большой потенциал изменить нашу жизнь так, как ее изменило появление социальных сетей, а может и вообще интернета.

Фото: news.microsoft.com