Интервью с основателем Adventures Lab Русланом Тимофеевым: о стартапах и венчурных инвестициях. Фото: личный архив
Руслан Тимофеев – основатель украинского венчурного фонда Adventures Lab. Еще в студенческие годы он создал успешную партнерскую CPA-сеть Everad. Однако вскоре интерес к инвестированию оказался сильнее: Тимофеев продал собственную долю в Everad, основал венчурный фонд и целиком окунулся в финансирование стартапов. Теперь среди портфельных компаний Adventures Lab такие известные сервисы, как Reface, SALO, EduDo и StreamHero.
В ноябре портфель Adventures Lab пополнил еще один громкий проект – Narrative BI. Это маркетинговый американский стартап, созданный выходцем из Беларуси и членом списка Forbes «30 under 30» 2019 года Михаилом Румянцевым. Еще одной инвестицией фонда совсем недавно стал украинский стартап для музыкальных и видеопродакшенов Pibox.
Как фонд выбирает стартапы для инвестирования? Какие ошибки совершают начинающие инвесторы? Почему даже очень сильный стартап может в итоге не взлететь? Ответы на эти и другие вопросы Руслан Тимофеев дал в интервью нашему изданию.
- Когда ты заинтересовался инвестированием?
- Эта деятельность мне всегда была небезразлична. Но первые финансовые вложения начал делать в 2014 году. В то время я еще активно развивал Everad. Параллельно начал инвестировать в различные проекты.
- Например?
- В киевский сервис такси. Что-то наподобие Uber. Но первый блин всегда комом. Фаундеры рассматривали тот проект как техническую игрушку. Они считали, что достаточно сделать приложение и все само заработает. А это операционный бизнес, одного интерфейса мало. В итоге проект провалился.
- Большие финансовые потери понес?
- Не критические. До 100 тысяч долларов. Затем еще инвестировал в другие проекты. Они были не совсем удачные. Но это был тот первый опыт, который надо обязательно получить, если хочешь заниматься инвестированием.
- Что, по твоему мнению, первоначально должен сделать начинающий инвестор, который только собирается вложить деньги в какой-то проект?
- Нужно начинать с теории. Следует досконально изучить опыт других инвесторов. Чем больше полезной информации, тем выше собственная экспертиза. Тогда ты не допустишь большинства детских ошибок и не потеряешь деньги на ровном месте. Всегда лучше учиться на чужом негативном опыте, чем на своем.
Основатель Adventures Lab Руслан Тимофеев. Фото из личного архива
- Какие главные ошибки ты в то время допускал?
- Наивность, инвестирование в проект без должной экспертизы, неправильная оценка рынка, конкурентноспособности и возможностей фаундеров. Я полагался на эмоцию, а не на расчет. Понравилась идея – вложил деньги. А это категорически неверно. Полноценного анализа не было, первый попавшийся под руку проект казался потенциально успешным. Сейчас, например, мы в Adventures Lab из ста рассматриваемых стартапов финансируем один-два.
- А сейчас бывает такое, что приходит фаундер с проектом и сразу хочется инвестировать?
- Бывает. Но все решения принимаются исключительно после подробной экспертизы. Хотя иногда ретроспективно анализирую первые сделки нашего фонда и понимаю, что на данном этапе некоторые из них мы бы не заключили.
- Какие у тебя основные критерии отбора? На что ты больше всего обращаешь внимание при выборе стартапа для вложений?
- В первую очередь, я тщательно изучаю рынок и нишу. Насколько высока конкуренция, сможет ли стартап занять значительную долю рынка. Зачастую все начинают анализировать проект с его команды и фаундеров. Но я изначально оцениваю внешние факторы, факторы рынка. Насколько он емкий, насколько перегретый. И только потом обращаю внимание на роль основателя. Фаундер обязательно должен быть достаточного уровня компетенции.
Основатель Adventures Lab Руслан Тимофеев. Фото из личного архива
- Случается такое, что фаундеры создали отличный по всем параметрам продукт, но факторы рынка свидетельствуют о том, что стартап не взлетит?
- Бывает. Нас интересует не перегретый, а достаточно «прогретый», динамично растущий рынок. Был случай, когда к нам пришли ребята с прекрасным по всем параметрам проектом. Но после досконального изучения ситуации на рынке мы приходили к выводу, что больше 30 тысяч долларов чистой прибыли они не получат. В той нише, которую выбрали. Потому что сам рынок не емкий. Ты можешь не быть топ-менеджером, но наличие растущего рынка может стать критерием успеха.
- Ты сказал, что фаундер должен быть достаточного уровня компетенции. Какие еще есть требования к нему?
- Как бы странно это не звучало, но фаундер должен быть заменяемым. Потому что всегда может быть вариант замены управляющего, как это было в Reface. И стартап не должен от этого пострадать. Обязательно должен появиться человек в команде, который сможет взять на себя корпоративное управление в случае чего, ведь обстоятельства бывают разные. Такого человека либо нанимают работать, либо кто-то из сотрудников эволюционирует до такого уровня. Кроме того, важен сетевой эффект фаундера, его коммуникативные способности, ведь широкая сеть знакомств и контактов автоматически расширяет доступ к ценной информации. А это, в том числе, позволяет фаундеру принимать верные решения и опережать конкурентов.
- Расскажи, как сейчас Adventures Lab отбирает проекты для инвестирования? В чем главная изюминка?
- В том, что мы отбираем не хороших, а лучших. Основной акцент на том, чтобы у компании был неограниченный рынок. Приходится отказывать многим действительно хорошим стартапам с сильными фаундерами, отличной командой, системным подходом. Потому что нужно отклонять хорошие предложения, чтобы инвестировать деньги в лучшие – вот такая истина. И диверсификация происходит в лучшие компании, а не в хорошие. Лучше больше риска, зато значительно больше прибыли по итогу. Если чек 500 тысяч долларов, то риск будет очень высокий, зато потенциальное вознаграждение – неограниченное. Как в случае с Reface: мы очень рисковали, зато сейчас проект вырос в десятки раз и полностью окупил этот риск. А доходность нам потом позволила инвестировать в 30 компаний с таким же чеком.
- И последний вопрос. В какие тренды в мировом и украинском IT в ближайшие годы готов вкладываться Adventures Lab?
- В трендах будут, скорее всего, интернет вещей, искусственный интеллект и мобайл. Но вопрос не в трендах. Мы инвестируем не в тренды, а в то, где у нас есть экспертиза. То, в чем хорошо разбираемся и обладаем высокой компетенцией. Но при этом нельзя ставить крест ни на одном направлении. Всегда есть фаундер, который и в самых тривиальных направлениях откроет что-то новое.