Facebook Pixel

Made in Ukraine: как львовская компания «Кормотех» смогла за год войны нарастить экспорт на 40%

В офисе компании «Кормотех» в центре Львова часто слышен лай собак. В прошлом году было громче, потому что здесь держали спасенных в зоне боевых действий собак и кошек перед отправкой за границу. Теперь созданная компанией всеукраинская гуманитарная инициатива Save Pets of Ukraine эвакуацией животных почти не занимается, но традиция осталась: своих четырехлапых любимцев приводят в офис сотрудники.

Сотрудники часто приводят в офис своих любимцев

Сотрудники часто приводят в офис своих любимцев

Сейчас в офисе тихо. Совладелец львовского производителя кормов для кошек и собак Ростислав Вовк рассказывает The Page о бизнесе, благотворительности, воздушных тревогах и о том, как компания, несмотря на войну, нарастила прибыль и развила производство. Предприниматель напоминает попавшего в шторм капитана корабля, но его уверенность говорит в том, что опасности удастся избежать.

Что известно о компании «Кормотех»

  • Количество работников — 1300.
  • Доля украинского рынка кормов для кошек и собак по объемам реализации готовой продукции – 31%.
  • Объем готовой продукции – 66,9 тыс. тонн (проектная мощность – 81 тыс. тонн в год).
  • Оборот 2022 года – $124 млн (+12%).
  • Доля экспорта компании – 24%, товары покупают в 33 странах.
  • Цель на 2023-й – до конца года войти в топ-50 лидеров отрасли в мире, увеличив долю экспорта до 30%.

Надпись на упаковке Made in Ukraine приносит деньги

«Первые недели войны были самыми плохими в моей жизни, — вспоминает Ростислав Вовк. — 22 февраля я прилетел из США с идеями и планами. Через два дня все они пошли прахом. Свободных денег у компании не было — все инвестировали в производство. Зато у нас были немалые кредитные обязательства. Банкротство для нас и безработица для наших 1150 работников были вполне реальными. Однако мы не только пришли в себя, но и продолжили расти. По итогам 2022 года наш оборот вырос на 32% в деньгах и на 5% в тоннах».

Ростислав Вовк

Ростислав Вовк

С одной стороны, на это повлияла рекордная инфляция 2022-го: +26,6% — самый плохой показатель за последние семь лет. С другой — до полномасштабного российского вторжения украинский рынок кормов для животных показывал чуть ли не рекордный прирост — в среднем на 20% в год в деньгах и на 10 — 15% в тоннах (при этом «Кормотех» рос быстрее рынка).

Кстати, рост в 2022-м мог быть большим, но в последнем квартале компания немного сбавила обороты из-за перебоев в энергоснабжении, часть заказов пришлось перенести на январь.

По мнению маркетологов «Кормотеха», тотального обвала рынка в 2022 году удалось избежать из-за стремительного развития культуры кормления животных кормом. Ведь из-за того что люди активно перемещались по стране, им стало неудобно готовить домашним питомцам привычные каши и мясо. Также многие оставили животных родственникам и знакомым, а тем удобнее кормить их именно кормом.

Третьим фактором стало увеличение продаж кормов премиального сегмента. Частично это произошло из-за изменения отношения украинцев к домашним животным: во время войны многие предпочитали баловать любимцев, в частности, чтобы снизить их стресс. По крайней мере, об этом свидетельствуют опросы, проведенные «Кормотехом», который в результате создал новый премиум-бренд Club 4 Paws Selections.

Но определяющим фактором роста стала приверженность мировых рынков бренду «Украина». По словам Ростислава Вовка, благодаря этому объем экспорта удалось увеличить на 40% в сравнении с валовым экспортом в 2021 году.

Кормотех имеет завод в Литве и даже планирует его расширить, но полностью переносить производство за границу не собираются

Кормотех имеет завод в Литве и даже планирует его расширить, но полностью переносить производство за границу не собираются

«Надпись Made in Ukraine на упаковке благодаря героическому сопротивлению украинского народа реально увеличивает стоимость продукции, – рассказывает он. – Хотя до войны все было наоборот. Убедить какую-нибудь компанию покупать у нас было очень сложно — нужно было приглашать ее представителей, показывать им наше производство. Теперь украинское происхождение товара является еще одним стимулом приобрести его, особенно это касается конечного потребителя. Да и поставщики, особенно из стран Балтии или США, покупают украинские товары без разговоров.

Почему «Кормотех» не хочет переносить производство за границу

Чтобы быть готовым к любым сценариям, Ростислав еще до полномасштабного вторжения инициировал заключение контрактов с европейскими производствами о возможности выпуска украинской продукции на их мощностях. Таким образом, вчерашние конкуренты превратились в партнеров. Аутсорсинговые партнеры-производители, сотрудничество с которыми компания развивала в Европе с 2018 года, пригодились, хотя пять лет назад многие в «Кормотехе» были против этого, ведь речь шла о передаче уникальных рецептур корма.

Время показало, что это было верным решением: в ассортименте компании 650 позиций, при этом она может распределять их между собственными и аутсорсными мощностями и своевременно выполнять заказы.

Основатель «Кормотеха» еще до полномасштабного вторжения инициировал подписание контрактов с европейскими производствами о возможности выпуска украинской продукции на их мощностях

Основатель «Кормотеха» еще до полномасштабного вторжения инициировал подписание контрактов с европейскими производствами о возможности выпуска украинской продукции на их мощностях

С собственным производством все тоже неплохо. Кроме производства в Украине, «Кормотех» имеет завод в Литве, который вскоре планирует расширить объем выпуска продукции на четверть прежде всего благодаря запуску новой производственной линии по выпуску влажных кормов премиум-сегмента. Однако Ростислав Вовк далек от того, чтобы переносить основные мощности своей компании из-под Львова за границу.

«Переместив львовское оборудование, например в Литву, я буду вынужден уволить около тысячи украинских работников, которые обеспечивают более пяти тысяч членов своих семей, — говорит он. — Меня это категорически не устраивает. Да и само перемещение — достаточно сложная и затратная процедура, завод заточен на производство влажных кормов, развивать другие направления не так просто. Но главное — я верю в Вооруженные силы и будущее нашей страны. Внутренний рынок Украины очень перспективен, и именно благодаря этому мы нарастили выпуск нашей продукции на львовском заводе на 30%».

Что помогло компании «Кормотех» выстоять во время войны

Когда после начала полномасштабного вторжения компании угрожало банкротство, спасительным для «Кормотеха» стал беспроцентный кредит на 60 млн грн, предоставленный государством. Теперь Ростислав Вовк говорит, что больше не позволит застать себя врасплох и формирует финансовую подушку.

В общем будет неправильно говорить, что 2022 год компания прошла легко и экономически безболезненно. По «Кормотеху» ощутимо ударило стремительное (в два — три раза) подорожание импортного сырья и стоимости его доставки.

Трудно было пережить потерю рынка Беларуси, который компания считала стратегическим, — он был №2 по объемам после украинского рынка и №1 среди экспортных рынков, на который приходилось 20% экспорта компании. Однако уйти с него было делом принципа – российский рынок «Кормотех» оставил еще в 2014-м. Впрочем, компания справилась и довольно быстро перераспределила прежние «белорусские» объемы на другие экспортные рынки.

Определяющим фактором роста «Кормотеха» во время войны стал экспорт, помноженный на привлекательность на мировых рынках бренда «Украина»

Определяющим фактором роста «Кормотеха» во время войны стал экспорт, помноженный на привлекательность на мировых рынках бренда «Украина»

Серьезным ударом была утрата временно оккупированных территорий, на которые до войны приходилось почти 15% продаж. Многие супермаркеты, в которых продавалась продукция «Кормотеха», были физически уничтожены. Но дистрибьюторы выдержали и этот удар: после начала войны интернет-продажи выросли фактически в три раза, перекрыв потери от уничтожения торговых сетей.

О том, насколько упало производство «Кормотеха» из-за ракетных атак, о работе с персоналом, балансе тактики и стратегии, а также о маркетинге, новых продуктах и спасении животных, читайте через неделю.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉