Братья Павел и Алексей Билецкие из Херсона восемь лет успешно развивали собственный центр туризма «ХерсОN». Вторжение россиян перечеркнуло профессиональные мечты, заставив бросить все силы и энергию на волонтерскую деятельность и приближение победы.
Павел Белецкий рассказал о том, как офис компании превратился в колл-центр, принимавший запросы о помощи от горожан, как гиды развешивали украинскую символику в городе и зачем команда турцентра начала вялить рыбу.
Что такое туристический центр ХерсОN
- Работает с 2013 года.
- Разработал более 115 экскурсионных направлений.
- В 2021 году на экскурсиях центра побывало до 25 тыс. посетителей.
- Годовой оборот превышал 2 млн грн.
- До пандемии COVID-19 в центре работало собственное кафе, до полномасштабного вторжения — активно развивалось сувенирное направление.
- С февраля 2022 года сотрудники волонтерят: сначала помогали оккупированному Херсону, затем сосредоточились на помощи армии (только в ноябре собрали примерно 40 тыс. грн).
Дайвинг-туры и вторжение
В пять утра Павел Белецкий должен был нырять в море. Братья готовили новое направление для туристического центра «ХерсОN» – казавшиеся очень перспективными дайвинг-туры в Египте. Дело в том, что компания Белецких быстро разрасталась и летних активностей для потенциальных клиентов уже не хватало. Братья мечтали растянуть сезон для своих клиентов на весь год, и погружение с аквалангом казалось замечательной идеей. Тем более что среди продуктов турагентства уже был яхтинг и опыт туров за границу.
В Египте херсонский бизнесмен налаживал контакты, договаривался на месте с подрядчиками. Все шло по плану.
Думая обо всем этом, на рассвете 24 февраля Павел забросил снаряжение в машину, и группа поехала на побережье. Но нырять никто не стал. На телефоны украинцев начали приходить страшные сообщения – о взрывах в украинских городах и наступающей с разных сторон российской армии.
Так для Билецкого началась полномасштабная война. В Херсоне оставались его родители, младший брат и беременная жена.
«ХерсON»: яркий старт
Центр туризма «ХерсON» появился в конце 2013 года как маленькое туристическое агентство в городе, мало у кого в Украине ассоциировавшегося с активным отдыхом или интересными экскурсиями. О Херсоне обычно упоминали только в разрезе гастрономической культуры, да и она стандартно ограничивалась арбузами и томатами.
Первый год работы компании пришелся на тяжелый для Украины 2014-й, но полные любви к своему городу братья Билецкие не сдавались и придумывали, а затем воплощали новые идеи для туризма в городе и регионе.
Так появились экскурсии по городу «Херсон де масон» и «Херсон, которого вы не знаете». Клиентам начали предлагать туры на Кинбурн, Актовский каньон и в Шато Трубецкого. Впоследствии центр туризма добавил в свою программу полеты на парапланах и катание на вейкборде.
«В первый год через нас прошло примерно две тысячи человек, потом это число ежегодно удваивалось – четыре тысячи, восемь и так далее. А в 2021 году у нас было уже 22-25 тыс. клиентов», –– рассказывает Павел.
В 2020 году (который тоже был непростым из-за пандемии COVID-19) «ХерсON» имел примерно 25 продуктов, которые условно можно разделить на городские экскурсии, активный отдых, туры по югу Украины и гастрономические и винные туры. Развитие компании было настолько мощным, что уже в 2021 году туристическое агентство расширило список до 115 продуктов.
Такой стремительный рост, как объясняет Павел, стал возможен из-за продления сезона: в холодное время года туристам предлагали яхтинг в Турции или поездки на квадроциклах, для которых непогода не была помехой.
За восемь лет украинцы больше узнали о Херсонской области и уже не боялись выбирать это направление для отдыха. Людям было интересно приехать в Станислав, чтобы посмотреть своими глазами на знаменитый Херсонский гранд-каньон, или устроить яркие фотосессии на розовых озерах.
На 2022 год у братьев Билецких планов было еще больше.
От активного туризма к волонтерству
24 февраля Павел, забыв о дайвинге, прежде всего связался с родными и убедился, что с ними все хорошо. Сразу уехать в Украину он не смог, но это не помешало ему полноценно погрузиться в новую реальность своего города. Уже 25 февраля он, его брат, команда «ХерсON» и партнеры по бизнесу запустили волонтерские процессы.
С первых дней вся работа была сосредоточена на поддержке гражданского населения. Офис «ХерсON» превратился в колл-центр: здесь принимали запросы от населения на лекарства и еду, которые передавали городским властям, сюда стекалась вся волонтерская помощь.
Братья Билецкие также принялись координировать бесплатное питание для горожан, это удалось сделать благодаря наработанным за годы связям с рестораторами и фермерами. В общей сложности они смогли обеспечить херсонцев более 180 тыс. порциями еды.
После оккупации города команда туристического центра проводила акции сопротивления. Гиды самостоятельно развешивали в Херсоне украинскую символику. Так в руках у князя Потемкина (этот памятник, как и еще несколько, россияне потом украли и вывезли) появился желто-голубой флаг.
В середине марта Белецкий наконец-то добрался до Украины. Путь из Египта домой был длинный: из-за закрытого неба пришлось ехать через Австрию и Польшу. Направляться в Херсон смысла не было — город уже был оккупирован, его семья решила осесть в Одессе.
Близкие Павла – родители, брат и жена – выехали из города в начале апреля. К тому времени брат Алексей успел перевезти вещи из офиса на склад.
«В центре были не только наши сувениры, но и те, которые подрядчики давали нам на реализацию. Поэтому мы параллельно пытались с ними связываться, чтобы вернуть товар. Один из поставщиков, у которого были цукаты из дыни, сказал, что ему ничего не нужно и чтобы мы все раздали детям в городе», – вспоминает Павел.
Полномасштабная война показала, что львиная доля тех, с кем команда работала до вторжения, адекватные люди, в которых Билецкие не разочаровались.
«Это меня очень радует. Были, конечно, и такие персонажи, кому теперь при встрече хотелось бы плюнуть в глаза, но их единицы», – отмечает Павел.
Новая жизнь рыбы-кавуна
Рыбу-кавуна братья Билецкие придумали осенью прошлого года. Как говорит Павел, в Херсоне до 2014 года почти не продавали оригинальные сувениры с локальной привязкой, в магазинчиках можно было найти только китайские стандартизированные изделия с надписями на украинском. Потому предприниматели понемногу начали делать собственные сувениры.
«Сначала это были маленькие магниты и подставки под карандаши. Но логичным продолжением был гастрономический продукт, потому что когда ты путешествуешь, всегда хочешь попробовать эту территорию на вкус», — объясняет херсонец.
Братья стали делать бекмес — уникальный мед из арбузов, затем в их магазине появились сухие витамины из груш и яблок. Но наиболее удачной идеей стала рыба-кавун.
«Херсонщина не может не ассоциироваться с рыбой. Херсонская область известна арбузами, но таким же символом региона является рыба. Тем более, что мы с братом выросли на берегу Днепра, с детства видели, как рыбу ловят, солят и едят», — рассказывает Павел.
Так они и решили, что вяленая рыба — это такой must have для всех, кто хочет привезти что-нибудь вкусное из Херсона. В их ассортименте появилась тарань, синяк, лещ, судак.
После вторжения братья полностью сконцентрировались на волонтерской деятельности, сосредоточившись на помощи военным, все потребности которых государство удовлетворить не могло.
Пытаясь аккумулировать дополнительные средства, Билецкие провели несколько благотворительных экскурсий по Одессе. «Но мы понимали, что массово проводить экскурсии в таких обстоятельствах не можем. В первую очередь это опасно. Поэтому мы поставили это направление на паузу», — вспоминает предприниматель.
Постоянно размышляя о том, как привлекать средства, братья вспомнили о своем сувенирном продукте. «Многие из тех, кто вялил рыбу, после вторжения выехали в Одессу. Вот есть херсонская команда, херсонский рецепт — решили, что стоит попробовать. Так в Одессе появилась рыба-кавун», – улыбается Павел.
Часть заработанных денег идет на поддержку команды, остальные направляют на волонтерские нужды. Только за ноябрь благодаря продаже вяленой рыбы удалось аккумулировать примерно 40 тыс. грн в поддержку ВСУ.
Помимо этого деньги для приобретения теплой военной одежды и снаряжения у братьев выходит собирать с помощью продажи символических туров в Чернобыевку.
Об экскурсиях в Чернобаевку и о том, каким будет туризм в Украине после победы, читайте через неделю.