«Мы возобновили работу почти сразу, еще в марте. Враг стоял тогда в 10 км от Киева. А наши склады — на границе города… Это были незабываемые дни», — вспоминает Александра Дубинина, руководитель отдела маркетинга интернет-магазина автозапчастей dok.ua. И уточняет, что магазин начал помогать военным по своему профилю – доставляя автозапчасти и моторное масло – еще в 2019 году.
Но с февраля 2022-го объемы пришлось увеличить в разы, и от точечной помощи определенным подразделениям отдельными деталями ДОК стал своего рода «волонтерским автохабом». О том, как удалось возобновить бизнес во время оккупации Киевской области и за какие средства удается помогать военным, поговорило с Александрой в рамках проекта «Мы из Украины».
Как ДОК помогает украинским военным в войне с россией
Помогать военным автозапчастями компания ДОК начала еще в октябре 2019 года. Тогда, вспоминает Александра Дубинина, компания впервые по просьбе волонтеров отправила запчасти к автомобилю Nissan и рулевую рейку для авто медиков. Так началась история сотрудничества магазина с военными. Два с половиной компания занималась двумя воинскими частями пограничных подразделений, которым помогала в ремонте автомобилей. «С конца 2019 года у нашей компании даже появился особый уголок, где мы хранили искренние слова благодарности и подарки от военных. Приятно осознавать, что мы вносим свой небольшой вклад в охрану государственной границы», — рассказывает Александра. В общей сложности, до полномасштабного вторжения россии ДОК выполнила 125 заказов на 150 тыс. грн.
Однако с 24 февраля масштабы и рамки помощи увеличились в разы. Сначала команда сфокусировалась на обеспечении автозапчастями и моторными маслами не только пограничников, но и других военных и бойцов территориальной обороны, нуждавшихся в ремонте своих автомобилей. «Мы нашли свою форму помощи – применять приобретенные навыки и умения для помощи фронту: подобрать запчасть по vin-коду, найти, где ее можно взять и вовремя доставить. Это одновременно позволяет нам работать для рядовых клиентов и дает возможность вносить свой вклад в победу», — объясняют свою помощь в компании.

Помощь dok.ua военным. Фото предоставлено компанией
Начав с обеспечения подразделений в Киеве и области (собственно, некоторое время только они и могли забирать запчасти с их склада в Киеве), ДОК довольно скоро расширила свою географию на всю Украину. В начале полномасштабного вторжения компания за свой счет передавала в горячие точки автозапчасти и моторное масло для «бандеровских смузи» (например, в первые дни войны киевским военным направили более 150 канистр моторного масла), а сейчас военные уже применяют его по назначению. Название это направление получило максимально вдохновляющее: «Запчасти для победы».
В начале вторжения некоторые поставщики, чьи склады были в окрестностях Киева, открывали для ДОК двери и давали возможность забирать запчасти, но, учитывая блокпосты, военные приезжали самостоятельно, так как им было легче это сделать. «Поэтому пока работали с военными в Киеве и области — стали «пунктом выдачи». Иногда даже направляли их к партнерам, нашим поставщикам — по крайней мере к тем, до чьих складов можно было добраться. Честно говоря, было страшно: враг стоит в 10 км, а ты ежедневно со склада запчасти военным выдаешь. Но если не мы, то кто?» — говорит Александра.
Всего с 28 февраля команда выполнила около 60 заказов на общую сумму почти 456 тыс. грн. Среди них:
- аккумуляторы;
- моторное масло;
- корзины сцепления;
- масляные фильтры;
- тормозные колодки и диски;
- опора двигателя и многое другое.
На вопрос о том, вытягивает ли компания, являющаяся одним из лидеров рынка, но бизнес которой существенно просел, такую помощь военным, Александра только пожимает плечами. «Война изменила нашу жизнь, и теперь главная бизнес-задача – победить. Мы можем способствовать победе таким образом, а как же иначе?» — говорит маркетинг-директор. И добавляет, что компания не собирается останавливаться и даже разработала новую, более «технологичную» процедуру помощи военным.
Как получить автодетали от dok.ua?
Первые 2,5 месяца полномасштабной войны компания работала по схеме прямых запросов военного руководства. Но потом в DOK поняли: чтобы помощь была максимально эффективной, она должна быть структурированной. Поэтому решили трансформировать процедуру заявки и ответы на нее. Так появилась специальная форма для оформления заказа от военных.
Процедура помощи военным от dok.ua выглядит так:
- военные заполняют заявку;
- координатор связывается с заказчиком для уточнения деталей и приоритета заказа, а также для оформления документов, а именно письма-обращения;
- менеджеры по подбору по VIN-коду авто находят запчасти, в которых нуждается автомобиль;
- после получения заказанных запчастей на складе в Киеве DOK высылает детали по адресу заказчика, после чего проверяет, все ли подошло, и просит предоставить фотоотчет.
Важно, что заказ оформляется как продажа без возмещения и компания подписывает акт с воинской частью.
«Мы анализируем каждое обращение и индивидуально подходим к каждому запросу. Сегодня наше основное внимание сосредоточено на потребностях ВСУ на востоке и юге Украины. Мы оставляем за собой право выбирать приоритетные заказы и обязательно сообщаем о ходе обработки запросов», – рассказывает о работе команды Александра.
Донаты для бизнеса? Да, если он помогает!
«Мы многое позаимствовали из работы опытных фондов помощи военным, таких как «Вернись живым» и Фонд Сергея Притулы. И в какой-то момент поняли: пытаться вытаскивать все за свой счет, как крупные бизнесы, вкладывающие собственные миллионы в помощь ВСУ, мы не можем. Мы хорошо разбираемся в автозапчастях, знаем, где их купить, как отличить качественное от некачественного и подобрать замену тому, чего сейчас на рынке нет в наличии. А еще у нас есть большая база клиентов. Так мы ввели донаты на запчасти для ВСУ», — рассказывает Александра, добавив, что всех сложностей с деньгами избежать не удалось, ведь спрос со стороны воинских частей превышает финансовые возможности компании, несмотря на то, что заработок она вкладывает не в развитие, а направляет на закупку товара.
Проблемы есть также с запчастями. «Поиск и доставка сейчас очень усложнились. Впрочем, это скажут, пожалуй, большинство импортеров. Некоторые вещи вообще исчезли. Так что это неплохая проверка на профессиональность: а подбери что-нибудь, что подойдет, когда оперируешь не привычным ассортиментом, а сокращенным иногда вдвое или больше», — делится она. Сроки поиска – еще один вызов. «Один из последних, очень важных для нас заказов – от одного из подразделений из Северодонецка. Машину ребят изрядно побило во время отхода, а им нужно как можно быстрее вернуться в строй. Выполнение таких задач часто измеряется не днями, а часами», — добавляет Александра.
Что касается бизнеса, то Александра настроена оптимистично: клиенты не только донатят, но и понемногу возвращаются к заказам для железных лошадей. Конечно, для выхода на довоенные объемы нужна победа — чтобы люди были уверены, что отремонтированное авто не погибнет под обломками ракеты. Поэтому вклад в победу Александра считает вполне бизнес-инвестицией. «Главное, чтобы наши войска до нее доехали. И здесь мы поможем чем можем», — резюмирует она.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Мы из Украины!», инициированного Национальным союзом журналистов Украины.