В последнее время заказать такси и уехать по тарифу без повышенного коэффициента в Киеве стало проблематично. Причиной такого существенного роста цен крупнейшие столичные агрегаторы и сервисы такси — Uber, Bolt и Uklon — назвали ощутимый дефицит рабочей силы. Сейчас отрасль в столице испытывает нешуточный кадровый голод, выяснило издание Dev.ua.
Самые популярные службы такси, Uber, Bolt и Uklon, набирают основной состав водителей из приезжих. Бывший country-manager Bolt Тарас Потичный рассказал изданию, что около 80% столичных водителей прибыли в город из Киевской области или вообще из регионов. По мнению Потичного, в Киеве такси находится в нише общественного транспорта, а тарифы ниже разве что в Азербайджане. Каждый день на улицы города выезжают до 20 тыс. водителей при общей наполненности рынка до 50 тыс. (те, кто хоть раз в месяц таксует). При этом приезжие, как правило, работают на автомобилях автопарков, так как собственных машин у них нет. Автопарки же владеют порядка 10 тыс. авто в Киеве, и сейчас у многих компаний они простаивают, так как водителей нет.
Причины этого могут заключаться в двух основных факторах:
- агрегаторы такси открывают свои сервисы в небольших городах и водители возвращаются из Киева домой, не желая больше жить в столичных хостелах;
- поскольку активная фаза карантина кончилась, люди снова начинают возвращаться на заработки в Польшу, Италию, Португалию и другие страны Европы.
Хотя спрос и цены в регионах меньше, добавил Потичный, водители получают на руки почти столько же. Ведь им не нужно тратиться на аренду жилья и дорогие киевские продукты.
В Uber назвали еще одну причину, по которой падает число водителей: пандемия заставила многих из них сменить род занятий.
Так или иначе, но недостаток водителей вынудил агрегаторов тратить существенные деньги на привлечение кадров. По оценке Потичного, привлечение нового водителя в автопарк обходится в 1,5 — 2 тыс. грн, при том, что работать он будет 3-4 месяца в среднем.
А вот водители, с которыми пообщалось издание, говорят, что во всем виноват ценовой демпинг со стороны самих агрегаторов такси. И уверяют, что на этом рынке очень низкие заработки. Отсюда и отток кадров.
Из-за нехватки водителей Bolt и Uber недавно повысили цены, чтобы уравнять декларативные и фактические тарифы. В Uklon решили цены пока не менять, но пристально наблюдают за ситуацией.
При этом издание отмечает, что по «чистому» тарифу авто в Киеве вызвать практически невозможно. А должностные лица агрегаторов признают — число пассажиров растет быстрее числа водителей. Зато от повышения тарифов выиграют ночные водители — потому что ночью в Киеве нет пробок.