Facebook Pixel

Шесть правил масштабирования, которые работают в бизнесе

Тарас Гетманский
основатель и CEO каршеринга Getmancar

Масштабируемость — термин, который мы часто слышим в бизнес-среде. Но что он на самом деле значит? Его нередко ассоциируют с ростом, но он означает гораздо большее. Гибкость, маневренность, универсальность — все это помогает вашему бизнесу расширяться, как и готовность к непредвиденным обстоятельствам. Чтобы прояснить это понятие, хочу поделиться с вами своими уроками масштабирования.

1. Нужна объективная оценка проекта и своей роли в нем

Если вы в своем проекте не видите масштабирования, то, возможно, стоит задуматься, нужно ли вам в принципе заниматься этим проектом. Как говорится, либо ты делаешь масштабный проект, либо ты ремесленник. В какой-то момент я устал от локальных проектов и сказал себе: либо я делаю проекты, которые можно масштабировать, либо не делаю вообще.

2. Нет проектов, которые нельзя масштабировать

Говоря о масштабировании, можно утверждать: нет проектов, которые нельзя масштабировать. Но есть вопрос: понимаете ли вы, как масштабировать ваш проект?

Мой любимый пример — McDonald's. Продукт бренда — обычный бутерброд из котлеты, хлеба и сыра, но бизнес масштабировался в огромную сеть ресторанов. В отличие от братьев Макдональдов, для Рэя Крока это был проект не про булку с котлетой, а про масштаб.

Любой проект может быть либо масштабным, либо локальным. Самое главное — найти нишу для проекта, которая позволит сделать его масштабным. Если этого не видите вы, то, возможно, стоит найти человека, который посмотрит на проект под другим углом.

3. Проанализируйте, какое масштабирование органичнее для вашего бизнеса

Масштабирование условно разделяется на горизонтальное (в сервисах) и вертикальное (в географии). Компания растет в ширину, когда добавляет какие-либо новые сервисы или улучшает существующие. Вертикальное же масштабирование подразумевает рост в основных показателях вашей ниши: это клиенты, товары, услуги, рынки.

4. Масштабирование ради масштабирования — плохая идея

В целом масштабирование — это всегда хорошо. Как может быть плохо, когда ты растешь? Однако никто не отменял законы экономики и денег. Из-за большого количества свободных денег масштабирование сегодня очень быстро разгоняется, и многие забывают об основных его критериях: выходе в доходность и времени выхода в доходность. И получается, что для многих инвесторов главным результатом становится масштабирование ради масштабирования.

Еще хорошее правило: скорость масштабирования определяется скоростью роста вашей команды, вашей способностью нанимать нужных людей. Да, вы можете нанимать правильных людей, можете быстро их нанимать, но не всегда можете обеспечить сразу ту квалификацию людей и в том количестве, которое вам необходимо. Тем более если мы говорим об очень активном масштабировании.

5. Не стройте бизнес только ради масштабирования

Не нужно делать масштабирование главным приоритетом бизнеса. Можно бежать настолько быстрее паровоза, что в итоге вы приедете в ту страну, которой еще не существует.

Масштабирование точно работает. Потому что инвесторы готовы платить за него очень большие деньги. Но смотрите, на каком рынке вы находитесь, и на его перспективу. Если вы будете долго масштабироваться и не будет никакого света в конце тоннеля, то рано или поздно закончатся деньги и вас перестанут финансировать.

6. Анализируйте успешные кейсы масштабирования в вашей нише

  1. Учитывайте доходность и зрелость общества.
  2. Анализируйте рынок и внедряйте лучшие решения.
  3. Умейте вовремя остановиться, если выбранная модель масштабирования перестала работать.

Масштабирование имеет стратегически важное значение для бизнеса. И это не столько об амбициях, сколько о том, чтобы с комфортом справиться с возросшей рабочей нагрузкой, клиентами или пользователями, продолжая предоставлять качественный продукт. Чем лучше ваш бизнес будет подготовлен к росту, тем больше у него шансов выжить.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора