Facebook Pixel

Как открыть свой бизнес: инструкция по регистрации и подводные камни

Как открыть свой бизнес. Фото: BP Miller / Unsplash

Как открыть свой бизнес. Фото: BP Miller / Unsplash

Пандемия коронавируса продолжает разрушать экономики многих стран. Но мир понемногу начинает приходить в себя. И вместе с негативными последствиями перед бизнесом открываются новые возможности.

The Page совместно с членом Ассоциации юристов Украины Алексеем Зайцевым подготовило инструкцию по открытию бизнеса в Украине: какой вариант выбрать, что будет за работу без регистрации и как уберечь себя от негативных последствий.

1

Как открыть собственный бизнес

Конечно, все начинается с идеи и бизнес-плана. Но правильное оформление собственного дела является не менее важным и способствует его дальнейшему развитию.

Юридически бизнес начинается с государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — физического лица-предпринимателя (ФОП — от укр. «фізична особа-підприємець») или юридического лица. Однако де-факто некоторые бизнесы (и не только в Украине) не имеют регистрации. Далее мы рассмотрим оба варианта.

2

Ведение бизнеса без регистрации: плюсы, минусы, последствия, ответственность

Довольно много «интернет-предпринимателей» или офлайн-продавцов на рынках работают без регистрации. Главным плюсом этого является возможность не платить налоги. Впрочем, это очень сомнительный плюс, ведь такая деятельность может привести к значительным потерям.

Ведение бизнеса без регистрации является незаконным и может привести к получению владельцем штрафа от 17 до 34 тыс. грн с возможной конфискацией оборудования, товаров и выручки. Если же владельца поймают повторно, то штраф составит 85 тыс. грн. Помимо этого, отдельно предусмотрена ответственность за ведение бизнеса без лицензий (если они необходимы по закону).

Обычно предприниматели рано или поздно признают необходимость «узаконивания» бизнеса. Все более-менее известные интернет-площадки уже требуют документы о регистрации бизнеса, не говоря о крупных контрагентах или условиях участия в различных тендерах.

Поэтому бизнес нужно регистрировать. К тому же сегодня зарегистрировать ООО не очень сложно — это можно сделать онлайн. В любом случае развитие бизнеса без его государственной регистрации сегодня является невозможным.

3

Какие есть варианты открытия бизнеса

Чтобы понять, с чего лучше начать (ФОП или юрлицо), необходимо сначала подумать о:

  • возможном годовом объеме оборота бизнеса;
  • примерном объеме затрат (товары, услуги, оборудование, помещения и прочее);
  • оценить потенциальных контрагентов;
  • определиться с видами деятельности;
  • обдумать возможность привлечения партнеров или инвесторов;
  • определить вероятные риски и имущественную ответственность.

Ответы на эти вопросы помогут будущему предпринимателю выбрать оптимальную форму деятельности и систему налогообложения. Важно сделать это в самом начале, хотя, конечно, с развитием или адаптацией бизнеса его структура может меняться. Такие изменения неизбежны, но бояться их не стоит.

Самыми популярными формами ведения бизнеса в Украине являются ФОП и ООО (общество с ограниченной ответственностью).

4

Разница между ФОП и ООО: какой вариант выбрать

Каждая форма бизнеса имеет свои плюсы и минусы, поэтому необходимо учитывать то, что больше подходит для определенной деятельности.

ФОП проще зарегистрировать, а также вести учет и отчетность. Он может быть на первой, второй или третьей группе упрощенной системы налогообложения. Однако в случае наступления каких-то предпринимательских рисков ФОП отвечает перед кредиторами всем имуществом, которым владеет (в частности жильем, автомобилем и т.п.), и несет персональную ответственность за деятельность перед контролирующими, правоохранительными и другими органами. ФОП не может нанять директора и возложить на него такие полномочия.

Кроме того, ФОП не может разделить уставный капитал с партнером или инвестором. Это практически исключает их участие в бизнесе. Еще одним минусом ФОПа является то, что его нельзя продать как готовый бизнес.

ООО — самая распространенная форма юридического лица в Украине. Здесь можно привлекать партнеров и инвесторов, разделять уставный капитал, доходы, строить определенную структуру с распределением функций между различными органами управления. Плюсом юридических лиц является также то, что их можно продать как готовый бизнес со всеми активами.

В отдельных случаях продажа юридического лица осуществляется как «экспресс-ликвидация», что также можно отнести к плюсам в реалиях украинского бизнеса. Меняется владелец, руководитель, название и адрес. Такая «транзакция» является полностью законной, но ее цель – это по большей части уклонение от каких-либо обязательств, что, конечно, не может быть приемлемым для правового государства.

Ответственность участника ООО ограничивается его вкладом в уставный капитал — то есть в этом случае жилье, авто или другие вещи не будут утрачены, а руководителем может быть нанято другое лицо, поэтому для многих владельцев бизнеса такая форма является более приемлемой.

Минусом ООО является сложность его ликвидации (закрытия), большие расходы на регистрацию и обслуживание в сравнении с ФОП.

Если мы говорим о небольшом или среднем бизнесе (например, розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, небольшом ресторане, салоне красоты, кофейне), то бизнесмены в основном выбирают ФОП. Если же бизнес связан с большим оборотом, оптовой торговлей, участием в различных тендерах, то обычно это юридические лица в различных формах (но преимущественно ООО).

Отдельные сферы бизнеса могут существовать в исключительных формах. Например, банковское дело, деятельность страховых компаний, инвестиционная деятельность и прочее. Такими формами являются акционерные общества и институты совместного инвестирования.

5

Документы для регистрации бизнеса

Для регистрации ФОП необходимы лишь паспорт и идентификационный код. Также будущему предпринимателю нужно определиться с видами деятельности (коды КВЭД) и системой налогообложения.

Перечень документов для регистрации ООО:

  • наименование;
  • адрес регистрации (местонахождения);
  • виды деятельности (коды КВЭД);
  • паспорта и идентификационные коды учредителей и руководителя;
  • размер уставного капитала и его распределение между учредителями (если их больше одного);
  • система налогообложения;
  • форма учредительного документа (устав).

Все эти данные вносятся в решение о создании ООО, которое подписывается учредителями. Если они не выбрали модельный устав, то этим решением также утверждается устав, подписи учредителей на котором должны быть заверены нотариально.

6

Регистрация бизнеса онлайн и офлайн: сколько стоит и длится

ФОП можно зарегистрировать онлайн через ресурс «ДІЯ.Бізнес». Однако есть определенные опасения относительно защиты данных в этих государственных сервисах.

Зарегистрировать ООО онлайн сейчас невозможно. Офлайн-регистрация ООО и ФОП проводится государственными регистраторами. Это могут быть и нотариусы, впрочем, пока не все нотариусы проводят регистрацию.

Документы подаются государственному регистратору ФОПом или учредителем ООО лично или его представителем по нотариально заверенной доверенности.

Разница между нотариусами и центрами админуслуг — в удобстве, скорости и стоимости. Пакет документов одинаков, процесс регистрации тоже. Регистрация через нотариусов есть проще: иногда они даже сами заполняют необходимые документы. Но если имеет значение стоимость регистрации, то дешевле подать документы через центры предоставления админуслуг. Некоторые из них, правда, также имеют свои тарифы на услуги.

Официального административного сбора за первичную государственную регистрацию ФОП, ООО и других юрлиц нет. Поэтому регистрацию ФОП онлайн или через центр админуслуг можно провести бесплатно. Однако в админцентрах могут быть отдельные тарифы. Нотариусы же вообще не регистрируют бесплатно.

Приблизительная стоимость регистрации у нотариусов: ФОП — 500-1000 грн, ООО — 1000-2000 грн. Также придется заплатить примерно 200-300 грн за каждую подпись в случае заверки их у нотариуса.

Государственная регистрация обычно происходит в день поступления документов или на следующий рабочий день. Выписка из государственного реестра предоставляется на следующий день или через один рабочий день. Немного дольше происходит процесс регистрации плательщиком соответствующей системы налогообложения — плательщиками первой и второй групп единого налога ФОПы становятся с первого числа следующего месяца. Плательщиками же НДС становятся с первого числа следующего месяца при подаче соответствующего заявления минимум за 20 дней.

7

Сколько стоит регистрация бизнеса «под ключ»

Услуги регистрации ФОП или ООО являются очень популярными среди юристов. И многие из них демпингуют на этом рынке с целью привлечения новых клиентов. Можно найти стоимость регистрации ООО «под ключ» за 2000 грн. Стоимость регистрации ООО у квалифицированных юристов с учетом расходов составляет примерно 5000 грн, а регистрация ФОП с учетом визитов в налоговые органы – 2500 грн.

Если же клиенту нужен индивидуальный подход к составлению учредительных документов о структуре, формировании уставного капитала, распределении прибыли, составлению корпоративных договоров между учредителями и т.п., то регистрация будет стоить еще больше. Она потребует значительно больше времени и более квалифицированного труда юристов. Стоимость таких заказов может превышать $1000.

А стоимость регистрации отдельных видов юридических лиц, таких как акционерные общества, банки, страховые и финансовые компании, может измеряться десятками тысяч долларов США. Здесь уже не действуют какие-то универсальные шаблоны, регистрация происходит значительно дольше и требует немалых сопутствующих расходов.

8

Стоит ли покупать «готовую» компанию: на что обратить внимание

Иногда возникает потребность начать бизнес уже прямо сейчас, и ждать регистрации нет времени. В таком случае можно приобрести уже готовую компанию со всеми необходимыми документами (например, которая уже является плательщиком НДС). Некоторые юристы специализируются именно на торговле такими компаниями, то есть регистрируют их на «своих» для дальнейшей продажи.

Такая необходимость может быть вызвана особыми условиями тендера, требованиями по лицензированию отдельных видов деятельности или же просто происходит покупка компании с необходимыми разрешениями или лицензиями.

Если ищете новую «чистую» компанию, нужно тщательно проверить:

  • наличие счетов в банках: если их нет и не было, то такая фирма, скорее всего, деятельность не осуществляла;
  • информацию о компании и ее основателях во всех возможных реестрах — это убережет от возможных рисков;
  • следует обратить внимание на формирование уставного капитала: на момент отчуждения доли в уставном капитале такая доля должна быть оплачена участником в полном объеме.

Если же компания с «историей», желательно провести комплексный аудит, в том числе и корпоративный. В таких компаниях может быть много «подводных камней».

9

Когда можно заниматься бизнесом

Деятельность можно начинать сразу после государственной регистрации. Сначала субъект предпринимательской деятельности будет на общей системе налогообложения, а единый налог или НДС может быть применен, например, со следующего месяца.

Важной для ФОПов может быть также регистрация книги учета доходов и расходов. Налоговая может делать это до двух недель. Это совсем не совпадает с лозунгами типа «государство в смартфоне», но пока никакой альтернативы этому не предложили.

Для осуществления деятельности по безналичным расчетам, конечно же, необходимым является открытие банковского счета. Но обычно это не занимает много времени.

Фотогалерея