Facebook Pixel

Украинцы продолжают покупать товары с российскими корнями: как маскируются компании и что не так с темпами «деоккупации» этикетки

Анастасия Ищенко
Исследовательница Vkursi

Несмотря на то, что война России с Украиной длится уже более 10 месяцев, бизнес, связанный со странами-агрессорами , не ушел из страны. Продолжает работать 20 314 компаний с российскими или белорусскими корнями, по данным russian Roots , вероятно, крупнейшего реестра компаний, связанных с рф и рб, для профессиональной проверки контрагентов и выявления российских корней. А на полках магазинов соответственно все еще можно найти товары таких компаний.

172 компании с российскими и белорусскими корнями продолжают производить и продавать продукты в розничном и сетевом ритейле, онлайн-магазинах. Платформа крупных данных Vkursi проанализировала, сколько компаний с российскими и белорусскими корнями, производящих пищевые продукты и продающих их в Украине, и что с ними сейчас происходит.

Компании с российскими и белорусскими корнями, которые в 2023 году продают продукты в Украине. Инфографика: Vkursi

Компании с российскими и белорусскими корнями, которые в 2023 году продают продукты в Украине. Инфографика: Vkursi

Дополнительно рассказываем, какова ситуация с ребрендингом и переводом известных торговых марок на русский язык, который ассоциируется с русским происхождением продуктов и напитков.

Какие компании с российскими и белорусскими корнями производят продукты в Украине

Чтобы исследовать российские и белорусские корни украинских компаний, производящих пищевые продукты, напитки и табачные изделия, Vkursi отобрал бизнес по 16 КВЕДам:

  • 10.13 Производство мясных продуктов
  • 10.32 Производство фруктовых и овощных соков
  • 10.42 Производство маргарина и подобных пищевых жиров
  • 10.51 Переработка молока, производство масла и сыра
  • 10.52 Производство мороженого
  • 10.61 Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности
  • 10.71 Производство хлеба и хлебобулочных изделий; производство мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных непродолжительного хранения
  • 10.72 Производство сухарей и сухого печенья; производство мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных длительного хранения
  • 10.81 Производство сахара
  • 10.82 Производство какао, шоколада и сахарных кондитерских изделий
  • 10.83 Производство чая и кофе
  • 10.84 Производство пряностей и приправ
  • 10.85 Производство готовой пищи и блюд
  • 10.86 Производство детского питания и диетических пищевых продуктов
  • 10.89 Производство прочих пищевых продуктов, н.в.д.г.
  • 11.07 Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и других вод, разлитых в бутылки
  • 11.02 Производство виноградных вин
  • 11.05 Производство пива
  • 12.00 Производство табачных изделий

В реестре таких компаний оказалось 172, они продолжают работать в Украине и не имеют прекращенной регистрации. В топ-7 таких компаний по доходу вошли:

1. ООО «ТС Трейд» (ранее ООО «Орими Украина»): кофе «Жокей», «Jardin», чай «Greenfield», «Принцесса Нури», «Tess».

Выручка компании составила 1,69 млрд грн за 2021 год. Компания занимает первое место по доходу в этой отрасли.

ООО «ТС Трейд» занимается производством чая и кофе. До 12 декабря 2022 года одним из ее учредителей и директором был гражданин России Алексей Геннадьевич Дубровский.

Одним из учредителей до сих пор остается кипрская компания «Римексо Лимитед», которая является бенефициаром также для компаний ООО «Эксимтрейд» (где Алексей Дубровский вписан основателем до сих пор) и ООО «Орими Трейд ЛТД». Гражданка Беларуси Татьяна Вахляева вышла из состава бенефициаров этой компании в 2022 году, сейчас конечный бенефициар – Вероника Касьяненко, гражданка Соединенного королевства.

Антимонопольный комитет Украины все же установил факт наличия родственных связей между бенефициаром ООО «Орими Украина» Вероникой Касьяненко (гражданка Великобритании) и одним из владельцев российской компании «Оримы Трейд» – Сергеем Касьяненко.

Выпускает компания всем знакомые марки кофе и чая: кофе «Жокей», «Jardin», чай «Greenfield», «Принцесса Нури», «Tess».

Торговые марки «ТС Трейд» с российскими корнями: кофе «Жокей», «Jardin», чай «Greenfield», «Принцесса Нури», «Tess». Инфографика: Vkursi

Торговые марки «ТС Трейд» с российскими корнями: кофе «Жокей», «Jardin», чай «Greenfield», «Принцесса Нури», «Tess». Инфографика: Vkursi

Какие изменения произошли: компания изменила наименование с ООО «Орими Украина» на ООО «ТС Трейд». Возможно, чтобы замаскировать свои российские корни. 22 декабря стало известно, что Антимонопольный комитет Украины оштрафовал ООО «ТС Трейд» на 80 млн грн за сокрытие факта связей с РФ.

2. ООО «Ермак Голд»: хинкали «Сочинские» и «Кавказские», пельмени «Богатырские» и «Аппетитные», вареники «Ароматные» и голубцы «Сельские».

Выручка компании составила 1,87 млрд грн за 2021 год. Компания занимает второе место по доходу в данной области.

Основателем является АО «Эбр Финанцхолдинг Аг» (Швейцария) и Илья Александров, гражданин Мальты, проживающий в России.

Компания производит мясные продукты и выпускает хинкали «Сочинские» и «Кавказские», пельмени «Богатырские» и «Аппетитные», вареники «Ароматные» и голубцы «Сельские».

12 августа 2022 года Бюро экономической безопасности (БЭБ) арестовало корпоративные права компании в размере соответственно 70% и 30% уставного капитала учредителей. В целом размер основного обременения составляет 63,36 млн. грн.

Единственная страна, в которую эта компания экспортировала свои товары, – Россия. За 2020 год туда экспортировали товаров на сумму 410 тыс гривен.

Какие изменения произошли: БЭБ арестовало корпоративные права компании в размере соответственно 70% и 30% уставного капитала учредителей.

3. ООО «Крупяной Двор»: «Крупяной двор» и «Yoshi».

Доход компании за 2021 год составил 456,25 млн. грн. Компания занимает 14-е место по доходу в отрасли.

Занимается изготовлением мукомольной и крупяной продукции. Бенефициар компании гражданин России Алавди Халидов. Он также является основателем ООО «Трапеза», работающим в Украине.

У компании есть популярная ТМ «Крупяной двор», под которым выпускается немало круп, и Yoshi, под которой выпускается рис для суши.

Какие изменения произошли: никакие государственные санкции на компании не были наложены.

Торговые марки ООО «Крупяной двор», ООО «Трапеза» и ООО «Лосиновский маслосырзавод». Инфографика: Vkursi

Торговые марки ООО «Крупяной двор», ООО «Трапеза» и ООО «Лосиновский маслосырзавод». Инфографика: Vkursi

4. ООО «Оржицкий Молокозавод»: «Рассвет».

Доход компании за 2021 год составил 147 млн. грн. Компания занимает 77 место по доходу в отрасли.

Одним из бенефициаров компании является Валерий Викторович Горб, который до декабря 2022 года был зарегистрирован в России, но перерегистрировал свое место жительства в Полтавской области.

Единственная торговая марка компании – это СФХ «Рассвет», которое выращивает разнообразные зерновые культуры. Компания занимается переработкой молока, производством масла и сыра.

Компания экспортирует товары в РФ, в прошлом году эта сумма составила 1,68 млн грн. К тому же компания выигрывает немало государственных тендеров – 557 за все время своего существования и на сумму 29,3 млн грн. А только в 2022 году ее доход от государственных тендеров составил более 6 млн. грн.

На компанию не наложены национальные санкции, но есть 7 действующих обременений на сумму 85 млн грн.

Какие изменения произошли: главный бенефициар компании, место жительства которого было зарегистрировано в России, перерегистрировался в Полтавской области.

5. ООО «Лосиновский Маслосырзавод»: «Милком» и «Лосиновка».

Доход компании за 2021 год составил 31,83 млн. грн. Она занимает 112 место в отрасли по доходу.

В начале полномасштабной войны 2022 года бенефициаром был гражданин рб Алексей Владимирович Савчук, а затем его заменил проживающий в США Максим Табуноу.

Компания занимается переработкой молока, производством масла и сыра. Зарегистрированные на нее торговые марки – это «Милком» и «Лосиновка», под которыми собственно продаются разнообразные молочные продукты.

Единственная страна экспорта – это беларусь. В 2021 году туда экспортировали товаров на сумму 2,4 млн грн.

Какие изменения произошли: в компании заменили своего бенефициара, бывшего гражданином рб, на гражданина США.

6. ООО «Трапеза»: «Gurme», «Bellissimo», «Trapeza» и «Дубаев продукт».

Доход компании в прошлом году составил 50,3 млн. грн. Компания занимает 103-е место по доходу в отрасли.

Бенефициаром долгое время был гражданин России Халидов Булат, вышедший из состава в ноябре 2022 года.

Компании также производит разнообразные крупы, ей принадлежат такие ТМ, как:«Gurme», «Bellissimo», «Trapeza» и «Дубаев продукт». Кстати, именно в группу компаний Dubaev Product, которая имеет российских владельцев, и входит эта компания вместе с ООО «Крупяной Двор».

Какие изменения произошли: бенефициар Халидов Булат, зарегистрированный как гражданин России, вышел из состава. Он перерегистрировался и сейчас указан в перечне учредителей уже как гражданин Турции.

7. ПАО «Коростенский Хлебзавод»: «Твой хлеб».

Доход компании в 2021 году составил 25,97 млн грн. В общей сложности она занимает 241 место в отрасли по доходу.

Конечный бенефициар компании гражданин России Александр Викторович Моряков, который до сих пор не вышел из состава. Компания принадлежит ТМ «Твой хлеб».

Какие изменения произошли: не произошло никаких изменений, никаких обременений, долгов и санкций у компании сейчас нет.

«Деокупация» этикетки: какие бренды изменили названия с русского на украинское

Есть еще одна проблема украинских и международных компаний – сложные отношения с украинским языком. Они продолжают предлагать на полки розничного и сетевого ритейла продукцию с русскоязычными логотипами или брендированием, словами «белорусское качество» и т.д.

После полномасштабного вторжения такая символика не слишком привлекала клиентов и радовала украинцев. Поэтому создателям белорусского пломбира нужно было срочно что-то менять. Кроме того, на полках существенно больше продукции с англоязычными надписями. Или же – на польском.

Русский все еще случается часто, но в линейках продукции есть одновременно как этикетки, оформленные с использованием как русского языка, так и украинского, что может указывать на разные партии изготовления продукции и внушать надежду, что со временем российские варианты исчезнут, а украинский язык станет единственным вариантом общения с потребителем через такие важные рекламные плоскости, как этикетка, слоган, состав продукции, контрэтикетка.

Так, например, лидер рынка морепродуктов Украины «Водный мир» завершает процесс патриотического ребрендинга и становится «Водним Світом». Это одесская компания, которая, хоть и имела проукраинскую позицию, 21 год существовала на рынке с русскоязычным логотипом. Однако решилась на правильный шаг и в целом может являться примером реакции на ассоциацию потребителя русскоязычных надписей с российским происхождением бренда.

А супермаркеты известной сети «Пчілка» недавно работала под русскоязычной вывеской «Пчелка». Но в конце 2021 года они решили изменить название, однако зарегистрировать название «Бджілка» не удалось, потому что такое уже было в другой компании, поэтому пришлось придумывать креативные решения.

В 2012 году появилась торговая марка «Белая Бяроза» – бренд мороженого и полуфабрикатов, производимых в Днепре. В компании говорили, что рецепты и сырье импортировали из беларуси. Но после начала полномасштабного вторжения бренд объяснил, что не имеет никакого отношения к беларуси, и уже сменил название на «Біла Береза». Сейчас эта ТМ принадлежит украинскому производителю мороженого ООО «Лакомка».

В Украине также долго продавалось пиво «Мінскае Жыгулёўскае», сваренное на Львовском пивзаводе Carlsberg Ukraine. Сейчас компания просто производит пиво «Жигулівське». Еще в ассортименте был известный лимонад «Вятрачок», но ему название не меняли, а просто прекратили выпускать.

Осталось и немало компаний и брендов, не спешащих избавляться от российских и белорусских корней или переименовывать свои торговые марки и продукты. Например, ООО «Вимм-Билль-Данн Украина », имеющее филиал с таким же названием в России, продолжает выпускать как «патриотическую» молочную продукцию под ТМ «Славяночка», так и сырковые десерты «Машенька», «Дашенька», «Сырочек» и т.д.

ООО «Хорольский завод детских продуктов питания» производит детское питание под ТМ «Малютка», «Малышка», «Малыш».

ЧАО «Винницабытхим», известное всем по торговым маркам «Ушастый нянь», «Лотос-М», «Новый жемчуг», «Sarma», также не переводило этикетки и надписи на упаковке. Впрочем, летом арестовали на 2 млрд грн активов этой компании, потому что владельцами являются российские предприниматели, владеющие компанией «Невская Косметика». В ассортименте, скажем, EVA или Мегамаркета онлайн «Ушастый нянь» уже не найти. Его нет в наличии.

Кроме того, есть и многие европейские и даже американские компании, которые игнорируют украинский язык и не переводят надписи на своих товарах. Так, скажем, в ассортименте Rozetka можно увидеть продукты питания для здорового образа жизни «Nordic», который представляет на рынке ООО «Райсио Украина ». Надписи на титульной стороне упаковки – на русском языке, например, «органические овсяные хлопья», «овсяная каша» или «хрустящие хлебцы».

Американская транснациональная компания The Procter & Gamble Company выпускает такие пасты, как Blend-a-Med, Oral-B, Crest. В Украине на пастах также написано «экстра отбеливание» или «защита от чувствительности».

До сих пор можно приобрести товары под торговыми марками Чистая линия, Бархатные ручки, Черный жемчуг, принадлежащие компании Unilever Rus в составе британской компании Unilever. В этом случае не переведены названия торговых марок. Другой титульный текст оформлен на украинском. А на упаковке «Бархатные ручки» появилась наклейка «Украинский продукт» в форме сердца цвета флага.

Nivea, принадлежащая немецкой компании Beiersdorf, также не спешит переводить свои этикетки на украинский язык. Поэтому на полках стоят продукты с «невидимой защитой», «жемчужной красотой», «свежестью морских минералов». «Питание и забота» все еще встречается и в онлайн-магазинах косметики и товаров для здоровья. Например, такой ассортимент представлен в Watsons или EVA.

Русскоязычные названия торговых марок и надписи на продукции Unilever, Nivea и The Procter&Gamble Company. Инфографика: Vkursi

Русскоязычные названия торговых марок и надписи на продукции Unilever, Nivea и The Procter&Gamble Company. Инфографика: Vkursi

Украинская компания «Elfa Pharm Ukraine», входящая в международную группу компаний «Эльфа» (компания с одноименным названием есть и в россии), производит немало косметической продукции с российскими названиями. Сюда относится и бренд «Зеленая аптека», и «Dr.Sante», у которого вся этикетка написана только на русском, и крем «после загара» Sun Energy.

Также ООО «1-я Икорная компания», несмотря на то, что работает в Украине и не имеет российских корней, продает икру исключительно с российскими названиями. Так, у них есть икра «Мореход», «Северный берег», «Полуостров», «Икорные традиции» и ТМ «Восток Рыба».

QuoteДеокупация этикеток происходит не так быстро, как хотелось бы, по разным причинам. Это действительно требует много времени, денег и ресурсов, ведь смена логотипов и полный редизайн упаковки – достаточно энергозатратный процесс. Впрочем, некоторые компании просто игнорируют необходимость этого шага, ведь они курируются из России и не считают нужным переименовывать свою продукцию.

Что касается международных компаний, то необходима правильная коммуникация и диалог с привлечением дистрибьюторов и ритейлеров, что помогло бы донести важность перевода этикетки на украинский. Ведь, очевидно, для некоторых международных компаний Украина и россия до сих пор остаются близкими и родственными странами. И именно от этого стереотипа следует избавиться как можно скорее.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора