
Топ-10 популярных украинских вещей и явлений 2022 года
С первых дней полномасштабного вторжения Украина и ее сопротивление остаются в фокусе мировых медиа, что вызывает интерес людей из разных стран к украинской культуре, языку, кухне. Вместе с читателями выбрал 10 наиболее распространенных явлений, о которых постоянно упоминали в мире и стране в течение 2022 года.
Украинская кухня

Украинские вареники. Фото: Pexels

Я заметил, что в сравнении с 2021 годом отношение к нашей кухне в мире кардинально изменилось. Сегодня уже не нужно объяснять, чей борщ и почему он никогда не был русским. А еще за границей чувствуется сильный интерес к нашей гастрономии, чего не было раньше.
В последнее время у меня невероятное количество запросов об открытии ресторанов украинской кухни в мире. Я знаю, что в 2022 году заработали заведения в Польше, Литве, Латвии, Румынии, Великобритании, США, Японии, ОАЭ. Ко мне часто обращаются рестораторы из Европы и Америки с просьбой проконсультировать по организации украинских заведений на местах. Это означает, что наша гастрономия все глубже вписывается в мир.
Я уверен, что мы можем конкурировать с самыми популярными кухнями мира. Более того, стать мировым трендом. Все, что от нас нужно, предлагать иностранцам украинские продукты, рассказывать украинскую историю, презентовать техники и вкусы, отличающие Украину от других. И тогда мир увидит украинскую кухню современной, креативной и сильной. Такой, какой мы ее видим.
«Доброго вечора, ми з України»
Your browser doesn't support HTML5 video.

Вышиванка

Вышиванки Украины. Фото: Википедия
Песня «Стефанія»

Победа группы KALUSH на Евровидении стала возможной благодаря трем факторам. Первый: к Украине возрос интерес в мире, она на слуху. Второй: европейцы хотели поддержать Украину любым способом. Третий: KALUSH удачно использовали этот момент, сделали хорошую песню и хороший номер. Все выглядело классно и подтвердило их статус победителя.
Но я не уверен, что они стали после этого суперзвездами за границей. Если посмотреть на их следующие треки, группа не целится на зарубежную аудиторию, наоборот, она работает именно на украинскую аудиторию.
ВСУ

ВСУ. Фото: Генштаб
:
Американские военные и представители НАТО неоднократно в течение года отмечали удивительную эффективность и изобретательность украинских военных и даже прозвали ВСУ « армией МакГайвера », что является отсылкой на героя популярного американского сериала 1980-х о сообразительном секретном агенте.
Уже в мае председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли заметил на слушаниях в Сенате чрезвычайно эффективное использование систем противовоздушной обороны украинскими военными. В июле он был поражен эффективным использованием нашими военными РСЗО, в том числе M142 HIMARS.
В ноябре NYTimes, ссылаясь на свои источники, описала неожиданный украинский кейс использование французской самоходной гаубицы Caesar. Гаубицу радиусом действия 40 км установили на баржу и отбуксировали на 10 км, чтобы приблизить к острову Змеиный и попасть по российским позициям.
Пес Патрон

Пес Патрон. Фото: Википедия

Патрон уже не просто собака-сапер. Это животное, само по себе вызывающее положительные эмоции и таким образом привлекающее внимание к ряду проблем. То, что он есть, важно для нас: мы должны использовать разные подходы для разных аудиторий, чтобы говорить об одной и той же проблеме.
Прежде всего, Патрон стал одним из символов украинского сопротивления в этой войне. Он помогает рассказывать о войне за границей. С другой стороны, Патрон обращает внимание на проблему разминирования освобожденных территорий Украины.
В UAnimals мы «наняли» пса Патрона директором департамента по коммуникациям. Поэтому он также распространяет информацию о нашей деятельности в Украине, о спасении животных.
Его признание «псом доброй воли» ЮНЕСКО может быть символической благодарностью за то, что он актуализирует вопросы, касающиеся Украины.
Украинский язык

По данным наиболее популярного приложения для изучения языков Duolingo, за 2022 год спрос на украинский вырос на 500%: 1,3 млн человек в мире начали учить его.
У меня есть собственная онлайн-школа по изучению украинского языка, и я также вижу увеличение интереса к нему. В 2021 году я запускала курс раз в три месяца, обычно его проходило 20-30 человек в группе. В этом году я запускаю его раз в месяц и в группах уже по 50-60 учеников. Также мне пришлось увеличить штат учителей втрое, потому что был большой спрос и на индивидуальные занятия.
Больше всего студентов у меня из США, Канады, Великобритании, Австралии. Это объясняется тем, что наша целевая аудитория номер один – это люди, имеющие семейную связь с Украиной. Именно во время полномасштабного вторжения потомки эмигрантов времен Второй мировой войны и Голодомора стали чаще обращаться к нам, потому что стали еще больше гордиться своими корнями.
У меня есть студент из Австралии, бабушка и дедушка которого основали там украинский «Пласт». Он с детства знал национальные традиции, блюда, праздники, но языка не знал. Теперь он поет в Австралии в украинской церкви на родном языке.
Песня «Червона калина»

Интерес к украинской музыке за границей возрос. Но это часть общего тренда на интерес к Украине, потому что о нас постоянно говорят, мы во всех новостях, иностранцы начали интересоваться нашей культурой. Думаю, важно разделять этот интерес к культурному явлению и реальную любовь к украинской музыке как таковой.
Мне кажется, статус-кво не поменялся. Те же группы, которые были популярны за рубежом, ими и остались, например, «ДахаБраха». И я не вижу, чтобы другие украинские группы стали там суперпопулярными.
Кавер «Красная калина» из Pink Floyd, коллаборации с зарубежными артистами – это все красивые символические шаги, но не индустриальные. Я не могу сказать, что после фита с Эдом Шираном «Антитела» приедут в Британию и начнут собирать полные залы. Но есть другой фактор. Сейчас по всей Европе, всему миру стало гораздо больше украинцев, достаточно активно ходящих на концерты. А значит, и залы за границей будут больше собираться.
Этот тренд можно оседлать, и в последующие годы могут появиться украинские группы, которые станут гораздо популярнее за границей. Во-первых, потому что часть групп туда уже выезжала, есть какие-то контакты среди организаторов концертов, что важно. Во-вторых, если интерес к Украине удержится, у них будет больше шансов попасть на страницы медиа и заинтересовать местных диджеев, артистов. Но главным для этого будет создание соответствующей музыки. У нас это уже происходит на тяжелой сцене, иногда – на электронной.
«Русский военный корабль, иди нах*й»

Марка «русский военный корабль»
:
Эту фразу провозгласил украинский пограничник с острова Змеиный 24 февраля в ответ на предложение от крейсера «Москва» сдаться. Запись переговоров распространилась по сети, о ней написали украинские и зарубежные СМИ.
Кто автор легендарного изречения, до сих пор неизвестно. В марте президент Владимир Зеленский сказал, что это был Роман Грибов. Однако позже оказалось, что фамилию Грибова назвали, чтобы не навредить другому военному, находившемуся в российском плену.
12 апреля «Укрпочта» выпустила марку с этой надписью, ставшей известной во всем мире. Ее тираж распродали в рекордные сроки.
Также фразу о корабле неоднократно произносили украинские госслужащие, что вызвало вопрос нравственности их поведения. Поэтому 21 марта Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы предоставило официальные разъяснения: «Фразу <…> украинцы восприняли как призыв к сплочению и подхватили ее сторонники Украины во всем мире. Фраза стала одним из символов борьбы с российскими оккупантами <…> Учитывая указанное, по мнению НАДС, указанная фраза не может причинить вреда репутации государственных органов и органов местного самоуправления».
В англоязычном варианте используется фраза "Russian warship, go fuck yourself". Именно такую надпись делали на плакатах протестующие в разных странах, которые выходили на митинги в поддержку Украины в первые дни масштабного российского вторжения.
«Азовсталь»

Главнокомандующий Валерий Залужный с браслетом «Азовсталь»

Комбинат-крепость «Азовсталь» для каждого украинца – это символ сопротивления. Нам было важно, чтобы последняя довоенная партия стали комбината вошла в историю, чтобы она принесла пользу стране и армии.
С нашим главным партнером UNITED 24 мы разработали проект «Азовсталь. Символ несокрушимости». Привлекли ювелирного партнера – украинский бренд SOVA, и логистического – «Новую почту».
Общий тираж стальных браслетов составляет 100 тыс. штук, которые приобрели патриоты Украины из 44 стран по всему миру. В октябре первые два тиража браслетов, 30 тыс. штук, продали в течение трех дней: более 40 млн грн были направлены на усиление «Армии дронов».
Второй тираж браслетов изготовили в ноябре из стальных букв «Верю в ВСУ», которые в течение месяца стояли у подножия крупнейшего флага Украины в Киеве. 70 тыс. браслетов распродали менее чем через месяц. Благодаря этому собрали более 94 млн грн, которые перечислят на первый в мире Флот морских дронов. Этой суммы достаточно, чтобы приобрести 9 беспилотных лодок.
Группа Метинвест планирует отстроить «Азовстали» и возобновить производство на комбинате после деоккупации Мариуполя. Надеюсь, что следующую серию браслетов мы изготовим из первой партии стали на отстроенной «Азовстали», которая станет символом восстановленного украинского Мариуполя.