Рынок недвижимости столкнулся с существенным падением спроса в марте и проседанием в апреле.
Больше всего пострадало жилье масс-маркета: традиционный эконом-сегмент и комфорт старого образца, построенный более чем 5 лет назад, уже со скрипом может привлечь покупателя.
Во-первых, часть спроса потеряла платежеспособность и отложила покупку. А другая просто переориентировалась и подняла градус своих требований по части инфраструктуры в проекте и вне его территории.
Теперь, чтобы продать квартиры, придется инвестировать в пространство вне их стен: места общего пользования (причем обязательно с грамотным разведением потоков), социально-бытовую и коммерческую инфраструктуры, публичные пространства и лаунж-зоны, рекреационную и социальную функции жилья.
Это выливается в дополнительную копейку и, разумеется, ведет к повышению ценника на жилье. Комфорт стоить дешево не может. Тут приходится выбирать и чем-то жертвовать.
Именно поэтому я всегда говорю, что спрос на первичном рынке жилья и ценообразование в ЖК — весьма индивидуальные показатели, которые зависят как от общерыночных факторов и экономической ситуации, так и от «внутряков» компании и объекта.
Для системных игроков апрель и май оказались уже достаточно удачными. К примеру, «Интергал-Буд» зафиксировал рост продаж на 20% в апреле и увеличил этот показатель в мае.
Покупали квартиры в разных комплексах компании, что, как по мне, показательный момент о сегменте, который востребован, и значимости концепции проекта.
Saga Development рассказала о существенном росте спроса на свой проект с эко-концепцией в черте мегаполиса: людям приглянулась возможность жить в окружении зелени, выращивать фрукты-овощи на ферме и в то же время пользоваться транспортной инфраструктурой города.
С ослаблением карантина спрос на жилье начал ползти вверх. Об этом заявили многие игроки. Вполне вероятно, что к осени у концепций многофункциональных комплексов, эко-проектов, форматов «город в городе» показатели спроса превысят докризисный период марта и будут расти.
Затраты вырастут у тех, кому нужно будет ускорить темпы строительства.
Стоимость квадратного метра в ликвидных проектах, где есть положительная динамика строительства, живой интерес, конвертируемый в сделки, будет расти как минимум в 1,5-2 раза быстрее общерыночной.
При этом общерыночная (судя по тому, что мы видим) будет дорожать в пределах 1-3% в месяц, так как инфляция, удорожание стройматериалов и строительно-монтажных работ, а также другие затраты застройщика напрямую влияют на цену.
Затраты также вырастут у тех, кому нужно будет ускорить темпы строительства. Первыми цены вверх потянут отделочные, фасадные работы, а также монтаж инженерных коммуникаций. Работа монолитчиков и каменщиков тоже внесет свою лепту.
Вместе с тем никто не может поднимать стоимость в ситуации провисающего спроса и недостаточной покупательской активности. Повышение цены квадратного метра будет поэтапным и контролируемым.
Есть нормальная динамика строительства и результаты — растет спрос — есть покупатель — по мере готовности объекта увеличивается цена. Кто строит и создает стоящие концепции, своего не упустит. Другим же придется очень быстро менять свой взгляд на девелопмент жилой среды.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора