Более половины украинцев уже стали пользователями социальных каналов: соцсетей и мессенджеров. И научились искать там работу. Это удар по классическим сервисам, но не окончательный. И вот почему.
Где ищут работу
По данным IT-компании GlobalLogic, к началу 2021 года количество пользователей социальных каналов в Украине превысило 26 млн (это на 26% больше по сравнению с предыдущим годом).
Согласно исследованию Employer brand research 2021, эти каналы для поиска работы использовали 30% опрошенных. Доля традиционных сайтов (Robota.ua, Work.ua, Grc.ua Olx.robota) все еще высока — 49%. Но поиск через социальные каналы за год вырос на 10%, а через традиционные — лишь на 1%.
Вот так выглядят результаты этого исследования. Более половины респондентов искали работу на таких социальных каналах, как в Facebook, чуть более трети — в Telegram и четверть — в Instagram:
Что выбрать: Telegram или надежность
Самый простой способ выбрать канал для поиска работы — определиться, что для вас более важно: оперативность или безопасность.
На традиционных сайтах объявления размещают за деньги, а значит, там присутствуют более состоятельные работодатели. По словам PR-менеджера рекрутингового сайта Work.ua Каринэ Макиян, сайты по поиску работы проверяют каждую компанию и вакансию, о которых сообщают. В частности, смотрят, чем фирма занимается и насколько устойчиво ее развитие.
«Но слабое место этих ресурсов — практически отсутствующая обратная связь», — указывает эксперт ринка труда Татьяна Пашкина.
В социальных каналах все иначе.
«В Telegram есть негласное правило: если кандидат прислал нам свое резюме, мы должны ему ответить в течение 24 часов. А на традиционном сайте мы можем вообще не отвечать. И никто не узнает, пришло ли к нам резюме», — объясняет совладелица рекрутингового агентства Opeople Елена Журочкина.
Но в мессенджерах много так называемого информационного шума, объявлений от никому не известных компаний. Поэтому там можно попасть в серьезные неприятности.
«Например, так называемый работодатель может запросить у вас копию паспорта якобы для проверки вашей профпригодности до телефонного интервью. А потом, когда вы отправите копию документа, может оказаться, что на вас оформили кредит в банке».
Татьяна Пашкина
эксперт рынка труда
Тем не менее все эти недостатки не отрицают существенные плюсы социальных каналов. Неудивительно, что они растут быстрее традиционных. По словам рекрутера Jooble Алены Живец, у многих сейчас ограничены финансы, а времени в обрез.
«Работу через Telegram, Viber или Facebook можно найти в один клик. К тому же поиск легко сегментировать: работа в IT, подработка, работа для студентов, удаленка», — замечает рекрутер.
Альтернативный вариант поиска работы
Конкуренция между традиционными каналами и новыми медиа приводит к созданию ресурсов, которые стараются совместить плюсы обоих подходов.
К примеру, IT-специалисты, которые в большинстве искали работу на традиционных сайтах, сейчас в первую очередь пойдут, например, на тот же Djinni — украинский сайт анонимного поиска работы для IT-специалистов. А чтобы оградить себя от информационного шума и мошенников, они создадут профиль не в обычной, а в профессиональной сети Linkedin — и работа сама найдет претендента.
Для таких соискателей также хорошо работают корпоративные домашние страницы компаний. Там можно напрямую посмотреть информацию о вакансии и компании, объясняет Живец.
Где будут искать работу в ближайшем будущем
Ситуация с поиском работы в Украине следует мировой тенденции. С той лишь разницей, что традиционные каналы там использует меньше людей. Частично их заменяет старый добрый поиск в Google. А вот мессенджеры там не в чести.
Согласно данным Randstad Employer Brand Research 2021, в глобальном масштабе на сайты по поиску работы (Indeed.com, Monsterboard, Jobs.com, Recruit.com) в первую очередь выходят 32% соискателей. Гуглят, используют личные связи и обращаются в рекрутинговые агентства — 25%. На социальные каналы приходится еще 25% опрошенных. Но среди них нет мессенджеров.
Татьяна Пашкина отмечает, что доля сервисов по поиску работы будет постепенно уменьшаться аналогично тому, как произошло с объявлениями в печатной прессе, без которых еще 20 лет назад трудно было устроиться на работу. А сейчас их полностью вытеснили интернет-ресурсы. Также будет и с традиционным и сайтами. Они останутся для небольшого числа ценителей.
Но появятся новые сервисы, которые постараются воплотить сильные стороны традиционного рекрутинга, а потребность в структурированном распространении информации о работе или своих умениях и деловых качествах никуда не уйдет и даже будет иметь все большее значение.