Идея Twitter ввести платную подписку может стать примером для других социальных сетей.
Социальный контент за деньги
Сервис микроблогинга Twitter изучает возможность введения платных функций. Главная цель запуска платных функций — диверсификация доходов. Таким образом компания хочет найти для себя альтернативный способ монетизации, предложив своим пользователям оплатить некоторые наиболее востребованные возможности.
Не исключено также появление микроплатежей для владельцев популярных блогов на Twitter (условных донатов, к которым аудитория уже привыкла) и платного использования сервиса Tweetdeck, позволяющего просматривать несколько Twitter-аккаунтов.
С одной стороны, современные онлайн-пользователи уже готовы платить за контент, тем более что с началом пандемии увеличившаяся доля платного контента помогла многим онлайн-медиа выжить в условиях кризиса, о чем сказано в отчете Reuters Institute Оксфордского университета о медиапотреблении в первые месяцы пандемии коронавируса.
С другой стороны, оплата функций социальной сети, которая монетизируется за счет рекламы, иными словами, используя данные пользователей для демонстрации им релевантных объявлений, может вызвать не особенно активный интерес и даже протесты со стороны аудитории. В то же время в случае успеха эта попытка Twitter может стать хорошим примером для других социальных платформ.
Длинный путь
Над внедрением платных функций компания работала уже давно и не скрывала этого. Еще в прошлом году финансовый директор Twitter Нед Сигал (Ned Segal) утверждал, что платные подписки обеспечат компании стабильный доход.
«Мы уверены, что надежность нашему бизнесу могут принести потоки доходов, не связанные с рекламой».
Нед Сигал
финансовый директор Twitter
А летом 2020 года, комментируя финансовые результаты Twitter за второй квартал, о платных подписках заговорил и генеральный директор компании Джек Дорси.
«Пока мы находимся на очень, очень ранних этапах исследования… Мы действительно думаем о внедрении дополнительных функций на условиях платной подписки, мы изучаем это и нанимаем людей для работы в этом направлении».
Джек Дорси
генеральный директор Twitter
Уже позже появилась информация о том, что компания начала тестирование платных функций в рамках специального закрытого проекта под названием Rogue One.
Тогда же, в июле 2020 года, появилась информация об опросах, которые компания проводит среди своих пользователей относительно введения платной подписки. Twitter спрашивала, какие функции должны появиться на платной основе. В опросах фигурировали как раз те возможности, которые могут стать платными уже в 2021 году.
За что Twitter планирует брать деньги
Пока точный перечень платных функций Twitter официально не представлен. Тем не менее на основе анализа предыдущих исследований компании и заявлений ее руководителей можно предположить, что пользователи Twitter смогут доплачивать за следующие преимущества:
- отключение рекламы;
- использование сервиса Tweetdeck;
- доступ к премиум-контенту, который недоступен для бесплатных пользователей;
- верификация аккаунта;
- расширенные аналитические функции;
- персонализированная настройка профайла;
- работа с более длинными видеороликами.
Часть из них, например, функции аналитики и использование Tweetdeck, могут быть интересны брендам, использующим Twitter как маркетинговый канал, равно как и медиа, у которых в Twitter есть значительная часть аудитории.
Перспективы платного контента
Обычно такие функции, как платная подписка, востребованы у лояльной аудитории. Возможность отключить рекламу или получить больше контента может заинтересовать пользователей, для которых Twitter является основным источником медиапотребления. Однако при наличии бесплатных альтернатив успех такой монетизации Twitter не гарантирован. Если проанализировать аудиторию сервиса, то 99,8% его подписчиков зарегистрированы и используют другие социальные платформы.
При этом почти 87% из них используют Facebook, почти 86% — Instagram. А в условиях роста популярности других социальных сетей новых форматов предложение оплачивать премиум-функции этого проекта может быть не особенно активно воспринято аудиторией.
Кроме того, еще весной этого года Instagram обошел Twitter как источник новостей для молодежи в возрасте до 25 лет.
Авторы исследования Reuters Institute Digital News считают, что эта тенденция будет сохраняться и в будущем, и это тоже вызывает вопросы относительно успеха Twitter в случае введения платной подписки.
"В отличие от Facebook, Twitter выглядит более достойно со своими политиками приватности и конфиденциальности данных. Сегодня Тwitter монетизируется хуже, чем Facebook, и последнему особенно не нужно задумываться о новых моделях монетизации — доходов у этой соцсети достаточно.
В Twitter же планируют пойти путем экспериментов относительно способов монетизации и, вероятно, предложат фолловерам донатить средства другим пользователям — например, кто-то устраивает флешмоб в поддержку какой-то важной инициативы, создает полезный бесплатный контент и будет просить помочь деньгами.
Другой способ — цифровые подписки на контент в Twitter. Вероятно, в этом случае речь будет идти о медиа, брендах и известных инфлюенсерах. Но реализация этих планов требует инвестиций в новые функции соцсети, и скорее всего, сначала эти новшества будут доступны только западным пользователям".
Сейчас Тwitter монетизируется хуже, чем Facebook.
"Социальные сети постоянно ищут новые пути монетизации. В частности, Workplace — корпоративная версия Facebook — пару дней назад отключила бесплатный тарифный план. Что касается Twitter, думаю, компания будет в первую очередь ориентироваться на опыт YouТube.
По крайней мере, анонс новых функций Twitter выглядит похоже: возможность отключить рекламу, доступ к уникальному контенту и расширенные возможности для SMM-специалистов.
Вряд ли Twitter и Facebook будут каким-то образом ограничивать функционал в бесплатной версии для обычных пользователей".
Twitter в первую очередь будет ориентироваться на опыт YouТube.
А что же конкуренты
Соцсеть Facebook практически никогда не вела речь о запуске платных функций. Единственное упоминание об этой возможности прозвучало в апреле 2016 года из уст Шерил Сендберг (Sheryl Sandberg), главного операционного директора компании.
Эти комментарии появились после скандала, связанного с утечкой данных более 87 млн Facebook-профайлов благодаря деятельности фирмы Cambridge Analytica. Однако не исключено, что это заявление было своеобразным способом успокоить возмущенную аудиторию, в том числе американских регуляторов и конгрессменов, которые как раз готовились заслушать главу компании Марка Цукерберга на специальном заседании.
В конце 2020 года о монетизации своего социального проекта Telegram заговорил Павел Дуров, а несколько дней тому назад он раскрыл подробности того, как будет работать реклама в Telegram. Основатель проекта не исключил появления платных функций для пользователей сервиса, но они, по словам Дурова, в основном будут касаться бизнес-аккаунтов, а не обычных пользователей.
В то же время в случае успеха по внедрению компанией Twitter модели платной подписки на отдельные функции можно предположить, что примеру этого социального сервиса микроблогов могут последовать и другие аналогичные проекты.