IT

Clubhouse: будущий конкурент Facebook или нишевая сеть для гиков

Скриншот qz.com

Скриншот qz.com

Новая социальная аудиосеть Clubhouse стремительно завоевывает аудиторию. Разбираемся, в чем феномен стремительного взлета этого сервиса социального аудио.

Clubhouse: социальная аудиосеть нового поколения

Появление и последующее закрытие социальной сети Parler (наряду со взлетевшим в прошлом году TikTok) впервые за много лет показали, что у гиганта соцсетей Facebook и его сопутствующих проектов могут появиться реальные конкуренты. С января этого года технологические медиа обратили свое внимание на Clubhouse – социальную сеть, созданную еще год назад, в марте 2020 года, но пережившую настоящий взрыв популярности уже в году 2021.

Интерес к проекту подкрепился инвестициями в размере $100 млн при оценке проекта в $1 млрд, о которых стало известно в январе этого года. А регистрация в Clubhouse Илона Маска и публикация твита со ссылкой на событие в Clubhouse вызвала новый виток интереса к проекту.

Telegram Logo

Такое внимание объясняется еще и тем, что, как и в случае с TikTok, сервис Clubhouse не стал копией Facebook, а представляет собой уникальный проект, существующий в стиле социального аудио. Иными словами, Clubhouse — это социальная сеть для голосового общения, условный аналог коллективных разговоров в Zoom, только без видео.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Как работает Clubhouse

В Clubhouse нет привычных постов – ни в виде текста, ни видео или картинок, нет возможности отправить текстовое сообщение «в личку». Она полностью построена на аудио. Сервис можно назвать платформой для аудиостриминга, условным разговорным аналогом онлайн-радио или же подкастингом в прямом эфире.

В Clubhouse можно общаться с другим пользователем один на один, можно создать аудиокомнату, в которой двое будут вести диалог, а остальные – слушать. И третий формат Clubhouse – коллективная дискуссия, к которой присоединяешься в качестве слушателя, а сигнализировать о желании высказаться можно поднятием руки.

О новой аудиокомнате можно узнать либо из календаря – это касается запланированных аудиовстреч, либо из сообщений в своей ленте, если несколько пользователей уже начали вести диалог. К такому диалогу, если он открыт, можно присоединиться либо как слушатель, либо как собеседник.

Общение в Clubhouse ведется в комнатах, обычно у них есть названия, связанные с обсуждаемой в них темой. Максимальное количество участников в комнате – до 5 тыс. человек. Чаще всего в комнатах вещают известные люди.

На Clubhouse уже разговаривали окружной прокурор Сан-Франциско, были диалоги с участием мэров Майями, Сан-Франциско и Остина, штат Техас, вещали на Clubhouse и селибритиз типа Эштона Катчера и Криса Рока, равно как и другие известные люди. Хотя любой пользователь может быть на Clubhouse модератором (в случае создания собственной комнаты), спикером или слушателем.

Примечательно, что разговоры в Clubhouse не записываются, а попытка записать диалог в одной из комнат может привести к блокировке аккаунта. В то же время такой подход к формированию контента привел к тому, что пользователи проводят в Clubhouse больше 10 часов в неделю отчасти из-за боязни пропустить что-то интересное.

Комнаты в Clubhouse могут быть публичными и доступными всем, равно как и теми, у которых ограничен доступ определенными пользователями. Зарегистрироваться в Clubhouse можно только по приглашению от участника проекта. Каждый пользователь может выдать два приглашения для новичков на Clubhouse.

Со временем это число может увеличиться для особенно активных пользователей сервиса. Есть и второй вариант – можно скачать и установить приложение (пока доступно только для iPhone), отправить заявку и ждать, когда она будет одобрена.

Проблемы роста

Хотя изначально сервис работал только по приглашениям, даже это не спасло его от сложностей с модерацией. Журналистка The New York Times Тейлор Лоренц подверглась преследованиям на Clubhouse, после чего она начала собирать и другие истории, связанные с буллингом на Clubhouse.

У приложения изначально не было возможности пожаловаться на контент или заблокировать другого пользователя, да и сам процесс модерации для проекта с эфемерным контентом (исчезающим), существующим как аудиосервис, организовать очень сложно.

Тем не менее, похоже, создатели Clubhouse учли собственные ошибки. Они несколько дней назад объявили о запуске «Программы грантов для авторов», целью которой будет стимулирование интереса к проекту через оплату для авторов, при этом предусмотрены денежные выплаты нескольких видов – от продажи билетов для подключения к отдельным аудиокомнатам до функции подписки.

А кроме того, полученные в последнем раунде финансирования средства компания планирует инвестировать в обеспечение быстрой поддержки и модерации.

Будущее Clubhouse

Сегодня сложно судить о будущем проекта, в том числе, понимая, что одним из рисков для его развития может стать копирование его функций популярными социальными сетями, тем же Facebook, сделать это которому может не помешать даже антимонопольное расследование, фигурантом которого является Facebook.

Сергей Петренко в комментарии The Page назвал Clubhouse интересным нишевым продуктом, но не конкурентом Facebook.

Конечно, это не конкурент Facebook. Более того, это вообще не конкурент существующим соцсетям. Это интересный нишевый продукт, который соцсети могут быстро скопировать. Нынешняя его популярность в узких кругах, конечно, впечатляет, но надо понимать, что она вызвана во многом еще и активным участием известных людей — того же Илона Маска, венчурных капиталистов и так далее. 

Предугадать, как именно люди начнут использовать сервис, довольно сложно, но сейчас он неплохо справляется с нишевыми мероприятиями, где говорят несколько человек, а слушатели могут поднять руки и задать вопрос или включиться в разговор.

Сергей Петренко

Сергей Петренко

основатель Терминал 42, автор канала БлоGнот

По словам Петренко, в формате голосового общения и его реализации в Clubhouse есть несколько очевидных слабых мест. В отличие от текста или видео, искать по записи практически невозможно.

Кстати, и записи нет — пока что все общение принципиально не записывается, отмечает он.

Я буквально несколько раз видел уведомление, что ведется запись. С другой стороны, эта эфемерность создает уникальность и особенные ощущения, но с другой — сильно препятствует широкому распространению.

Впрочем, мне вспоминается похожая история с сайтом Quora, который тоже начинался как очень простая попытка сделать сайт вопросов и ответов, которых уже было более чем достаточно, но в итоге как-то он все эти годы существует и даже растет.

Сергей Петренко

Сергей Петренко

основатель Терминал 42, автор канала БлоGнот

Ведущий рассылки о технологиях Platformer Кейси Ньютон (Casey Newton) отмечает, что приход 31 января Илона Маска в Clubhouse вызвал дополнительный интерес к этому проекту.

В частности, через час после создания аудиокомнаты, в которой Маск разговаривал с главой Robinhood Владом Теневым, косвенным фигурантом нашумевшей на прошлой неделе истории с торговлей на бирже, ее аудитория достигла лимита в 5 тыс. одновременных слушателей, после чего стали создаваться клоны с трансляцией этой беседы, которые тоже достигали лимита подключений.

У Clubhouse есть интуиция, которая делает его неотразимым. Этот момент показывает абсолютную новизну: самый богатый человек в мире легко расспрашивает генерального директора самой неоднозначной компании недели в прямом бесплатном эфире. Инструменты для потокового видео доступны уже много лет и на Facebook, и в Twitter и Twitch, но мы никогда не видели, чтобы они использовались похожим образом. Есть что-то более доступное в трансляции только со звуком, которая, похоже, открыла нам совершенно новые возможности.

Кейси Ньютон

Кейси Ньютон

автор рассылки The Platformer

Еще одной причиной популярности Clubhouse Кейси Ньютон считает пандемию:

Quote«Если сравнивать с ухудшившимися стандартами социальной жизни эпохи пандемии, то этот проект можно назвать воодушевляющим».

Простота и доступность – главные причины роста популярности Clubhouse, уверен он, ведь сегодня мы буквально наводнены подкастами. И, если вы хотите привлечь внимание людей, которые слушают подкасты, запуск обычного подкаста и со временем наращивание аудитории — ваш единственный вариант.

Это нормально для преданных подкастеров. Но что, если вы — Илон Маск, и просто хотите задать Владу Теневу несколько вопросов перед аудиторией? Вы можете пойти в Clubhouse и просто сделать это. Проект предлагает все преимущества распространения подкаста без планирования или редактирования, которые повлекут за собой запись настоящего подкаста.

Кейси Ньютон

Кейси Ньютон

автор рассылки The Platformer

Ожидаемый конкурент

Лидер рынка социальных сетей, компания Facebook, не осталась в стороне, наблюдая взлет популярности Clubhouse. Появилась информация о том, что Facebook разрабатывает собственный проект в сфере социального аудио. Пока это предварительные сведения о новинке от Facebook, но можно предположить, что компания его интегрирует в WhatsApp или даже в основной продукт Facebook.

Если вспомнить, что Facebook часто «одалживала» у конкурентов перспективные идеи, например, функция «сториз» впервые появилась в SnapChat, то не исключено, что через несколько месяцев пользователи Facebook также смогут создавать аудиокомнаты для общения. В этом случае будущее ClubHouse выглядит весьма туманно.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости