![Фото: Gerd Altmann/Pixabay](https://images.weserv.nl/?w=660&we=1&output=jpg&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113604%2Ffacebook-piksabai.jpg%3Fv%3D1608221401)
Фото: Gerd Altmann/Pixabay
Новые антимонопольные претензии к Facebook могут изменить распределение сил на рынке социальных сетей. Что, собственно, происходит?
Судебные претензии к крупнейшей социальной платформе Facebook, предъявленные на прошлой неделе, стали результатом длительного расследования не только деятельности компании Марка Цукерберга, но и других Big Tech.
В документе, опубликованном антимонопольным комитетом Конгресса еще в начале октября, упоминалось о злоупотреблении ИТ-гигантами своим монопольным положением с целью увеличения своей доли рынка.
Спустя почти два месяца после публикации первых выводов были предприняты первые реальные шаги для изменения ситуации.
И первым «под раздачу» попал Facebook – именно ему придется отвечать в суде, по сути, поясняя, почему эта компания владеет двумя популярными социальными платформами и не менее популярным месенджером.
Судебные слушания относительно претензий к Facebook могут продлиться очень долго, возможно, не один год. Пока эксперты осторожно прогнозируют, к чему приведет суд.
Однако большинство уверены, что решение, в любом случае – либо в пользу подателей иска, или же в защиту Facebook – повлияет на технологический рынок в целом и на ландшафт рынка социальных сетей в частности.
Кто судится с Facebook
![Фото: Gerd Altmann/Pixabay](https://images.weserv.nl/?w=660&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113606%2F%D1%84%D0%B1%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B0-r0.png%3Fv%3D1608023959)
Фото: Gerd Altmann/Pixabay
Федеральная торговая комиссия США (FTC) и власти 48 штатов подали иск против Facebook, обвиняя компанию в нарушениях антимонопольного законодательства.
Податели иска требуют заставить компанию продать Instagram и WhatsApp, сделать продукты компании доступными для сторонних разработчиков без дополнительных условий, а также усилить надзор за будущими сделками Facebook, так как компания превратилась в монополиста на рынке соцсетей и онлайн-рекламы.
Покупки Instagram в 2012 году (за $1 млрд) и WhatsApp в 2014 году (за $19 млрд), по мнению истцов, были ничем иным, как поглощениями с целью нейтрализации конкурентов.
Что касается сторонних разработчиков, то авторы иска утверждают, что Facebook делала доступными основные API (инструменты для разработчиков) только тогда, когда сторонние компании отказывались от создания конкурирующих сервисов.
А для конкурентов компания отключала от доступа к API, например, заблокировав такой доступ сервису коротких видео Vine, принадлежащего Twitter.
Что отвечает Facebook
В Facebook оценивают иск как неправильную работу антимонопольного регулятора и называют его «пересмотром истории».
Вице-президент Дженнифер Ньюстед (Jennifer Newstead) подчеркивает, что компания Facebook «активно конкурирует со многими сервисами по всему миру».
Кроме того, топ-менеджер подчеркивает, что в свое время (в 2012 и в 2014 годах) FTC одобрила сделку по поглощению и Instagram, и WhatsApp.
Покупку последней изучала еще и Еврокомиссия, которая тоже не нашла никаких нарушений в сделке.
Facebook-взгляд на конкуренцию
![Фото: Alexas_Fotos/Pixabay](https://images.weserv.nl/?w=660&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113607%2F%D1%84%D0%B1%D1%88%D0%BA%D0%B0-r0.jpg%3Fv%3D1608024076)
Фото: Alexas_Fotos/Pixabay
Facebook довольно часто покупает перспективные стартапы, и то, что регуляторы обратили внимание только на Instagram и WhatsApp, объясняется тем, что эти компании, вероятно, самые большие среди поглощенных ею.
Например, в начале этого года Facebook купила поисковую систему по gif-файлам Giphy за $400 млн, это поглощение может увеличить долю социальной сети на рынке цифровой рекламы.
В 2014 году Facebook провела еще одно успешное поглощение – за более чем $2 млрд компания купила разработчика гарнитур виртуальной реальности Oculus.
Хотя пока Oculus существует как отдельный проект в структуре Facebook, компания уже стала фигурантом антимонопольного расследования, связанного с Oculus, но уже в Германии.
Антимонопольные органы этой страны обвинили Facebook в нарушении честной конкуренции из-за того, что она заставляет владельцев VR-гарнитур Oculus использовать в обязательном порядке аккаунт в Facebook для авторизации.
Иными словами, чтобы использовать шлем виртуальной реальности, нужно вначале зарегистрироваться в социальной сети.
В 2013 году Facebook пыталась купить разработчика еще одного популярного социального сервиса – компанию Snapchat за $3 млрд.
А после отказа соцсеть фактически превратила Instagram в «убийцу» Snapchat, клонировав популярную функцию исчезающих сообщений, известную сегодня как «сторис».
Позже компания запретила в Instagram-профили добавлять ссылки на профайлы в других соцсетях, в частности, в Snapchat і Telegram, причем этот запрет явно упоминался в пользовательском соглашении.
Тогда же компания заблокировала поиск по хештегу #snapchat и запретила отображать любой контент с упоминанием Snapchat на страницах трендов. Иными словами, Facebook и Instagram сделали все, чтобы уничтожить конкурента Snapchat, которого не удалось купить.
Instagram и WhatsApp: от автономных компаний к элементу Facebook-verse
![Фото: kevberon/Pixabay](https://images.weserv.nl/?w=660&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113608%2F%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%B0%D0%BF-r0.jpg%3Fv%3D1608024211)
Фото: kevberon/Pixabay
При поглощении Instagram и WhatsApp оба проекта поначалу оставались автономными продуктами. Однако материнская компания не отказалась от интеграции этих сервисов с основной социальной сетью.
Протесты основателей этих проектов, оставшихся работать в материнской компании Facebook, стали известны после их ухода. Создатели и Instagram, и WhatsApp не только покинули компанию, но и публично выразили свое несогласие с политикой Facebook относительно поглощенных ею продуктов.
Например, Брайан Эктон (Brian Acton) в нашумевшем интервью для Forbes сказал:
«Я продал конфиденциальность своих пользователей в пользу большой выгоды. Я сделал выбор и пошел на компромисс. И я живу с этим каждый день».
Основатель Instagram Кевин Систром (Kevin Systrom), в свою очередь, опасался, что Цукерберг перейдет в «режим уничтожения», если он откажется от сделки по продаже своего проекта социальной сети.
«Предмонопольная» подготовка
![Фото: Gerd Altmann/Pixabay](https://images.weserv.nl/?w=660&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113609%2F%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4-r0.jpg%3Fv%3D1608024420)
Фото: Gerd Altmann/Pixabay
Расследование монопольного положения Facebook на рынке соцсетей и онлайн-рекламы продолжалось более года. И результаты, озвученные в октябре, а потом вылившиеся в иск о принудительной продаже Instagram и WhatsApp, вряд ли стали неожиданностью для компании Марка Цукерберга.
Дополнительным аргументом в риторике Facebook может стать якобы забота о пользователях.
По крайней мере, на протяжении 2020 года Facebook активно занимался тем, что можно было назвать «предмонопольной» или «предрасследовательской» подготовкой.
Социальная сеть сделала несколько важных анонсов об объединении своих трех основных продуктов – Facebook, Instagram и WhatsApp, вначале на уровне технической инфраструктуры, потом — на уровне пользовательского взаимодействия с ними.
Еще в прошлом году компания сообщила об интеграции рекламных профайлов пользователей ее сервисов в один, что, якобы позволит ей еще лучше предлагать таргетированную рекламу своим заказчикам.
А уже в этом году компания объединила мессенджеры – пользователи Instagram получили возможность подключить свои сообщения к Facebook Messenger. Это значит, что сообщения и в Facebook, и в Instagram можно будет отправлять через один сервис.
Хотя в компании подчеркнули, что это объединение не является обязательным, через несколько недель после анонса это объединение было проведено для владельцев бизнес-страниц.
Тогда же стало известно, что Facebook тестирует «единый центр учетных записей» для всех ее продуктов, и появились слухи о скором возможном просмотре «историй» из Instagram в интерфейсе Facebook.
Все эти изменения, проводящиеся под маркой борьбы за удобство пользователей, на самом деле выглядят как подготовка к нынешнему иску.
Компания фактически объединяет три платформы в одну, чтобы, в случае худшего для нее развития событий вокруг иска о разделении Facebook, Instagram и WhatsApp, посетовать, что сделать это уже, увы, невозможно, так как, увы, это уже единый продукт, с единой технической инфраструктурой, профайлами, мессенджером и прочая.
Более того, дополнительным аргументом в риторике Facebook может стать якобы забота о пользователях, которым уже удобно и привычно пользоваться триединым продуктом.
Может ли триединый Facebook вновь превратиться в три отдельных проекта
Большинство экспертов рынка уверены, что вряд ли результатом этого судебного иска станет разделение Facebook.
Кейси Ньютон (Casey Newton), автор одной из самых популярных технологических рассылок The Platformer, уверен, что правительство, скорее всего, потерпит неудачу в своей попытке разрушить Facebook.
Но я думаю, что властям удастся помешать Facebook совершать антиконкурентные слияния в будущем.
А продолжающийся рост TikTok и все, что произойдет после TikTok, начнет восстанавливать баланс в секторе экономики, в котором Facebook доминировал в течение десятилетия.
![Кейси Ньютон](https://images.weserv.nl/?w=50&h=50&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113602%2Fconversions%2Fkeisi-nyuton-small.jpg%3Fv%3D1608023119)
Кейси Ньютон
автор рассылки The Platformer
Питер Адамс (Peter Adams), репортер @marketingdive, цитирует нескольких экспертов в своей публикации о возможных перспективах этого иска.
Все они отмечают влияние этого расследования не столько на предыдущие поглощения Facebook, сколько на будущие сделки компании.
Результат может заключаться в том, что компания Цукерберга будет иметь меньше возможностей для ведения переговоров и заключения сделок.
![Питер Адамс](https://images.weserv.nl/?w=50&h=50&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113603%2Fconversions%2Fpiter-adams-small.jpg%3Fv%3D1608023249)
Питер Адамс
Репортер @marketingdive
В отдаленной перспективе
Это расследование и антимонопольные претензии и к Facebook, и к другим BigTech, скорее всего, будут иметь эффект в отдаленной перспективе.
Соединенные Штаты вступили в гораздо более смелую новую эру антимонопольного законодательства, считает Кейси Ньютон.
По его мнению, это хорошо скажется на конкуренции и принесет пользу потребителям, даже если конкретные кейсы не достигнут своих самых амбициозных целей.
Заманчиво представить себе мир, в котором Instagram и WhatsApp снова работают независимо, заставляя Facebook больше вводить новшеств и меньше копировать. Возможно, тогда мы обнаружим, что это тоже требует компромиссов.
![Кейси Ньютон](https://images.weserv.nl/?w=50&h=50&we=1&url=https%3A%2F%2Fnew-thepage.fra1.digitaloceanspaces.com%2Flive%2Fmedia%2F113602%2Fconversions%2Fkeisi-nyuton-small.jpg%3Fv%3D1608023119)
Кейси Ньютон
автор рассылки The Platformer
Также есть надежда, что Facebook отвлечется на многолетнее антимонопольное дело и пропустит следующую конкурентную угрозу.
Контекст. Ранее писало о том, что ждет Кремниевую долину при Джо Байдене, и как Дональд Трамп напоследок решил насолить социальным медиа.