Facebook Pixel

«Мы не видим готовности большого количества людей выезжать за границу» — СЕО Gradus Research Евгения Близнюк

Война привела к тому, что миллионы украинских женщин вместе сте с детьми выехали за границу, а мужчины обычно остаются в Украине. Сложившаяся ситуация, как ни странно, тоже иногда становится поводом для обвинений в соцсетях, причем как в адрес уехавших, так и тех, кто остается в опасности.

Исследовательская компания Gradus Research регулярно проводит опросы о том, как украинцы чувствуют себя за границей и внутри страны. В интервью The Page руководитель Gradus Research Евгения Близнюк рассказала о том, может ли вынужденная миграция значительной части населения повлечь за собой разлом общества, возможна ли новая волна миграции украинцев за границу и почему их опыт жизни в «старой» Европе после победы будет полезен для Украины.

Миграция украинцев за границу: «Люди будут возвращаться домой»

Как лучше говорить и писать о выехавших или оставшихся людях? Иногда посты на эту тему в соцсетях становятся поводом для обвинений.

Люди взвинчены — и те, кто остался, и уехавшие, потому что все понимают, что перспективы войны достаточно длинные. Это добавляет определенное напряжение, психологическую нагрузку. Следует максимально избегать полярных оценок (и призывать к этому других). Многим все кажется черно-белым, большинство делит людей по принципу «уехал или остался». Но мир не черно-белый, и люди тоже не черно-белые.

Как только позволит ситуация с безопасностью, украинцы будут возвращаться домой, в частности женщины с детьми, потому что основной мотив мигрантов, которые остаются в Европе, — это безопасность детей. Будут разные истории, пройдет определенное время для интеграции этой уехавшей группы, однако я не думаю, что это выльется в новую линию разлома вроде «восток и запад» или «украиноязычные и русскоязычные».

QuoteВо всяком случае, все, кто вернется, окажутся в одном контексте, и это довольно быстро выровняет ситуацию.

То есть теперь лучше не входить в радикализацию вопроса и максимально подчеркивать, что людей объединяет, а не разделяет.

Сегодня много говорят об объединении семей, о том, когда мужчинам разрешат выезжать. Ожидаете ли вы массовый отток мужчин из страны, если им дадут разрешение?

Мы намеренно не задавали такой вопрос — он очень сенситивный. Когда-то давно получили на него декларативный ответ. Чисто мое мнение: да, значительная часть мужчин выехали бы из страны, если бы им разрешили. Однако это гипотетическая ситуация.

Я думаю, что к изучению этого вопроса стоило бы вернуться, если бы эта перспектива стала реальной, была озвучена властью, и тогда общество стало бы более откровенно отвечать на такие вопросы. Поскольку границы остаются для мужчин закрытыми, это выглядит скорее как гипотетические разговоры, а это обычно дает не очень высокую точность результатов.

Евгения Близнюк: теперь большое количество людей будет знакомо с жизнью других стран, и это важно, чтобы понимать, что можно жить по-другому

Евгения Близнюк: теперь большое количество людей будет знакомо с жизнью других стран, и это важно, чтобы понимать, что можно жить по-другому

Какие социальные риски нам угрожают по окончании войны?

Риск, который мы сейчас видим и озвучивают люди, это существенное обеднение населения и отсутствие работы. На этом прежде всего стоит фокусировать внимание государству и бизнесу, потому что обедневшие люди — это торможение потенциального развития экономики, что может обернуться большой проблемой. Второй большой проблемой станет сокращение численности населения. Во-первых, такое сокращение происходит в результате оккупации нашей территории. Во-вторых, за счет мигрантов, которые уехали не только в страны Запада, но и в рф, или были вывезены в россию.

Конечно, и без войны у нас была сложная демографическая ситуация, потому что количество пожилых людей значительно превышало количество людей работоспособного возраста. И это «горлышко от бутылки» может еще больше сузиться, когда трудоспособного населения станет критически мало. Тогда государству нужно будет решать, как завлекать рабочую силу, как решать эту дилемму. И, безусловно, создавать привлекательные условия для возвращения людей, в том числе с детьми.

Обнищание и демографические проблемы – это две основные угрозы.

Что могут привнести в культуру, общество, экономику люди, которые вернутся из-за границы?

Мне кажется, это будет интересный двусторонний процесс. Первая его составляющая заключается в том, что люди, которые вернутся из-за границы, точно привнесут навыки жизни в Европе, отличающиеся от того, что было в Украине (где-то в худшую сторону, где-то в лучшую). Однако это будут люди, интегрированные в глобальный или европейский контекст. Это суперважно.

QuoteВ довоенной Украине большинство населения не выезжало из страны, не имело опыта жизни или путешествий за границу.

Теперь большое количество людей будет знакомо с жизнью других стран, и это важно для того, чтобы расширять свое мировоззрение, понимать, как можно жить по-другому.

Вторая составляющая заключается в том, что Украина, особенно сейчас, во время войны, очень прогрессирует в плане диджитализации. Это признают и европейцы: тот путь, который Европа или Штаты проходили десятки лет, Украина может пройти за один — два года, строя диджитальные сервисы на новейших технологиях.

Я считаю это сочетание потенциально очень сильным. Во всех областях вместо разрушенного или поврежденного необходимо будет создавать новое, и это новое будет создаваться на совершенно новых началах. Я вижу в этом основу для быстрого роста.

Военная зима и возможный блэкаут: «Люди не очень готовы уезжать»

Как могут отразиться на настроениях общества вызовы этой зимы? Боитесь ли зимы персонально вы?

Все понимают, что есть большая угроза, учитывая последние ракетные обстрелы. Однако я не думаю, что это радикально повлияет на исход войны или настроения общества и бизнеса. Да, бизнес-активность реагирует на эти вызовы, и все-таки не прекращается. Да, будет определенный период нестабильности и непредсказуемости, но все понимают причины этого.

Просто это еще один этап, к которому все нравственно подготовились, сплотились. Я не боюсь.

QuoteЭто просто будет достаточно трудный опыт, но такой, который точно все могут преодолеть.

Представьте себе, что ситуация останется такой, как сейчас: блэкаута нет, но проблемы есть. Многие ли украинцы могут уехать этой зимой?

Наши опросы показывают, что люди не готовы уезжать.

Второй волны миграции уже не будет?

Она может быть только при слишком длинном блэкауте, если в домах будет холодно. Тем не менее она ограничится территорией Украины. Пока мы не видим готовности выезжать за границу.

Чем вы спасаетесь от тьмы, холода, депрессии?

Различными гаджетами, паверстейшенами, фонариками, гирляндами и общением, если есть связь. Если нет связи, то бумажные книги — это очень классный раритет, возвращающийся сейчас в обращение.

То есть депрессии нет?

Некогда депрессировать (улыбается). Вообще лучший антидепрессант для меня лично – это работа. Слава богу, ее много, я ее люблю, мне интересно, поэтому иногда и до книг не доходит, потому что пока компьютер заряжен, точно есть что делать.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉