Движение судов с продовольствием через Босфорский пролив замедляется из-за целенаправленных действий российской стороны. В результате мир недополучает миллионы тонн продовольствия в рамках «зерновой инициативы», заявляет Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры Украины.
Россия саботирует работу «зерновой инициативы»
По данным Мининфраструктуры Украины, с 1 августа 2022 года из портов Большой Одессы «Одесса», «Черноморск» и «Южный» было экспортировано 17,8 млн тонн украинской агропродукции в 40 стран мира. Всего с начала работы «зерновой инициативы» три порта отправили 659 судов с продовольствием в страны Африки, Азии и Европы, а 643 – приняли под загрузку.
При полноценном функционировании коридора объемы украинского экспорта должны были составлять 25 — 29 млн тонн. Однако с октября 2022 года украинские порты вынуждены работать наполовину своей мощности. С уменьшением объема флота на вход в порты под загрузку объем экспорта уменьшился на 3 млн тонн ежемесячно.
Главной причиной называют целенаправленный саботаж российской стороной инспекций судов в Босфоре, что приводит к стабильно большой очереди из более чем 100 судов.
Делегация РФ тормозит инспекцию судов
По информации Руслана Сахаутдинова, украинского представителя в Совместном координационном центре (СКЦ), начиная с октября 2022 делегация России в СКЦ искусственно тормозит процесс инспекции судов.
Во-первых, как только объем экспорта стал расти, российская сторона сократила количество инспекционных команд с 5 до 3 без какого-либо объяснения. Во-вторых, россияне искусственно увеличивают время на проведение самих инспекций из-за проверки показателей работы судов, не регламентированных документами СКЦ и не имеющих никакого отношения к «зерновому соглашению».
Так, на проверку одного судна уходит от 4 часов, а в день проходит 5 — 7 проверок при минимально необходимых 16 — 18. Нередки случаи, когда россияне просто отказываются работать по вымышленным причинам, когда все другие стороны в СКЦ подтверждают условия для продления инспекции.
«Проблема разрешается увеличением инспекционных групп и количеством инспекций в день. Мы неоднократно обращались к нашим партнерам по соглашению и готовы к этому. В ноябре, когда в Босфоре ожидали более 200 судов, ООН и Турция самостоятельно провели за два дня 86 инспекций и доказали, что это вполне реально», – объяснил представитель Украины в СКЦ.
Ситуация на 18 января 2022 года
По состоянию на 18 января в Босфоре инспекцию СКЦ ожидает 121 судно (28 – с агропродукцией на борту, 93 – суда, идущие в порты под загрузку). Среднее время ожидания – от 2 до 5 недель, что также приводит к миллионному ущербу грузовладельцам.
Очередь наблюдается начиная с ноября 2022 года. Это отражается на объемах экспорта. Так, в ноябре порты экспортировали на 47% меньше агропродукции, чем в октябре, когда эти проблемы только начинались.
«Если в октябре было недоэкспортировано почти 2 млн тонн агропродукции, то в ноябре и декабре это уже по 3 млн тонн в месяц. Такая тенденция сохраняется также и в январе», – утверждают в министерстве.
Напомним: 22 июля в Стамбуле по предложениям ООН Украина, Турция и Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш подписали Инициативу о безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный».
«Зерновая инициатива» позволила разблокировать порты Большой Одессы, которые до войны на 80% были воротами для агроэкспорта, поддержать украинских аграриев, увеличить поступление валютной выручки в Украину, стабилизировать мировые цены на продовольствие и предотвратить существенное ухудшение гуманитарной ситуации в государствах, находящихся на грани голода, в том числе Эфиопии, Сомали, Афганистане.