Коворкинги давно превратились из временного места для фрилансеров и начинающих стартапов в рабочие пространства с полноценным коммерческим предложением на рынке недвижимости. Что же входит в этот пакет и почему выгодно его покупать?
Слово «коворкинг» произошло от английского понятия "co-work", что означает сотрудничество либо партнерство.
Речь идет о комьюнити людей с разными занятостью, опытом, сферой интересов, которые делят общее пространство на равных условиях, с целью получить те преимущества, которые сложно позволить себе в одиночку.
И уже из этого определения становится понятно, что место в коворкинге приносит вам как важные материальные блага, так и полезный символический капитал. И все это — со значительной экономией денег, времени и энергозатрат.
Нематериальные опции
Именно этот аспект превалировал для меня лично, когда возникла идея создания собственного коворкинга.
Нормальный коворкинг должен брать от $100 до $250 за место.
Получив предложение аренды удачного, с точки зрения расположения, площади и архитектуры, помещения в здании завода «Радар», я планировал сосредоточить тут большинство своих бизнес-структур.
Но по ходу дела разные внутренние нюансы привели к тому, что здесь получилось разместить лишь малую часть моей команды.
Тогда я и решил, что, раз мы уже взялись строить комфортное, современное рабочее пространство, то неплохо бы поделиться им еще с кем-то.
Такое предложение могло стать идеальным для молодых предпринимателей, талантливых перспективных пассионариев, с которыми я с удовольствием поделился бы опытом и одновременно мог учиться у них новому и нестандартному.
Именно на таких людях, которые ценят свободу, комфорт, общение с единомышленниками, опережают современность, я и сосредоточился, создавая в своем спейсе все необходимые условия для работы и вдохновения — от просто комфортных рабочих мест до зон рекреации, социализации, неформального взаимодействия. И нам удалось!
Сейчас в моем коворкинге уже разместилось несколько блестящих команд из абсолютно разных сегментов занятости — от SMM и продаж до IT-стартапов и образовательных платформ.
Что-то подобное, исходя из первоначальной и основополагающей своей идеи, должен предлагать вам любой коворкинг.
Когда вы платите за квадратные метры, а получаете еще такие «плюшки», как юридическая консультация от соседей за стенкой, несколько советов по консалтингу — в лобби за кофе, а во время тренировки в локальном зале находите своего диджитальщика, а возможно, — и инвестора.
Как говорится, не место красит... а человек место. Потому что, да, самый важный аспект коворкинг-комьюнити — это люди, которые его создают. Вот это — самое ценное, что вы получите, арендуя тут площадь.
И все это — не выходя из здания, без траты времени на поиски, передвижения, пробки. Тут все рядом, все — в динамике, гибко, быстро. Таким образом, само пространство превращается в руководящий инструмент вашего бизнеса, либо — «бизнес-акселератор», как я называю свой спейс.
Материальный аспект, цифры и простая математика
Свято верю сам и вам советую уяснить, что коворкинг должен быть максимально демократичным. Для начинающих молодых стартаперов доступная цена — это главное.
И, если вы строите свое пространство в подобном духе, при ограниченном бюджете всегда стоит жертвовать дизайном, красотой, крутой мебелью и прочими наворотами в угоду приемлемой и адекватной для своей целевой аудитории цены.
Расписываю в цифрах, как это работает.
Стандартный норматив по площади на одного работника составляет 8 м2: 4 м2 рабочего пространства и 4 м2 общего (коридоры, переговорки, туалеты, кухня, ресепшн).
В центре города 1 м2 стоит в среднем $20. Умножаем на 8 и получаем $160 на одного человека чисто за площадь.
Плюсуем коммунальные платежи, Интернет, коммутационное/серверное оборудование, мебель, клининг, наличие системного администратора, сантехника, охранника, еще кофе, чай, воду, карамельки, снеки, офис-менеджера, хозтовары (мыло, салфетки, туалетную бумагу). В среднем получается $300 за метр.
При ограниченном бюджете стоит жертвовать дизайном, красотой, крутой мебелью и прочими наворотами.
Так вот, в коворкинге все эти включенные в тариф помесячной аренды суммы вы оплачиваете совместно. Вместе платите зарплату одному офис-менеджеру, вместе оплачиваете Интернет и скидываетесь на чай.
Поэтому нормальный коворкинг и должен брать от $100 до $250 за место. Есть сегмент и значительно дороже, но тут речь идет уже о дизайнерской мебели, привередливых растениях и т. п.
Что еще важно, и очень важно — это то, что все выплаты делаются в одно окно. Заплатил раз в месяц, а распределением на коммуналку, зарплату персонала, хозтовары, покупку нового стула в случае поломки, Интернетом, об оплате которого мы вечно забываем, — всем этим занимается коворкинг. И это — кайф для каждого арендатора.
В общем, коворкинг — это такая собственная экосистема, где вы просто работаете в комфорте, ни о чем лишнем не думаете и платите за это умеренные деньги.
А главное — совершенно естественным образом находите крутые партнерства, тренинги, образовательные программы, выходы на инвестирование и т. д. Короче, рекомендую!
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора