Коворкингов становится все больше как в Киеве, так и по всему миру. И создается впечатление, что офисов вскоре совсем не останется. Так ли это? Кому можно смело занимать шеринг-пространства, а кому стоит остаться в корпоративных?
Для начала немного истории. Первый коворкинг появился в 2005 году в Сан-Франциско. В те годы креативные и технические специалисты начали массово переходить на фриланс и работать на проектной основе. В то же время цены на недвижимость росли, и офисы становились доступны лишь крупным компаниям.
- Читайте также: Почему выгодно инвестировать в коворкинги
Коворкинги в свою очередь предложили начинающим предпринимателям формат партнерства, при котором можно получить рабочее место со всей необходимой инфраструктурой в обмен на небольшие ежемесячные членские взносы. В них постепенно стали собираться молодые специалисты из абсолютно разных сфер и образовывать так называемые «горизонтальные» сообщества, основанные на самоорганизации и взаимопомощи.
Уже к 2014 году около 300 тыс. человек работали в 6 тыс. коворкингов по всему миру, и тренд продолжает наращивать популярность.
Коворкинг-культура и современные мировые тенденции
Вся суть коворкинга, по моему мнению, состоит в создании гибкого типа комьюнити. Когда равные в условиях одного пространства резиденты сотрудничают, обмениваются опытом, реализуют общие проекты и вместе растут.
И эта идея очень близка характерному для современности понятию «шеринг-экономика». Основным ее принципом является доступ к совместному потреблению и, как следствие, готовность делиться инструментами, жильем, путешествиями, профессиональными навыками, информацией, свободным временем, рабочим пространством и т. д.
- Читайте также: Три главных вопроса о рынке жилья в Украине в 2020 году
Разделять стало гораздо удобнее и выгоднее, чем владеть. И на этой почве сейчас выстраивается огромное количество сервисов. Возьмем, к примеру, всемирно известный Airbnb. Тут же можно упомянуть и популярные нынче экодвижения. Люди проявляют сознательность в отношении окружающей среды. Соответственно для многих стало важным правильно «share» (разделить) и распределить ресурсы, необходимые одному человеку.
Я хочу сказать, что все эти тенденции ярко свидетельствуют о формировании нового типа людей. Именно такие, как они, а не пространство с крутым дизайном, дорогой мебелью и корпоративными самокатами воспроизводят коворкинг-культуру.
Стоит ли считать, что понятие «офис» себя изживает?
Сразу скажу, что это не так. Офис-спейсы продолжают быть актуальными для больших команд и компаний со своей внутренней корпоративной культурой. Когда владелец бизнеса может позволить себе не только помещение на 30 человек, но и организацию для них полноценного административного отдела.
- Читайте также: Украинские коворкинги выходят на рынки ЕС
Коворкинги же чаще всего создаются на площади около 4 тыс. кв. м для 600 человек, среди которых нет иерархии. Если сюда попадает кто-то более крупный, то сразу проявляется доминирование. А это уже кардинально противоречит базовым принципам коворкинг-структуры — партнерство в совместной работе и равенство в общем пространстве.
Отдельные фрилансеры и команды до 20 людей — это то, что нужно для коворкинга. На такую целевую аудиторию должна ориентироваться и ценовая политика спейса. Ведь если ты хочешь собрать комьюнити ярких, неординарных, талантливых, готовых рвать шаблоны и перекраивать наш мир, нужно создать для них подходящие условия. Дорогие лакшери-пространства с высокой арендной платой — не для таких индивидуальностей. Они отдают предпочтение комфорту, свободе, общению с единомышленниками.
Таково описание идеальных резидентов и моего коворкинг-спейса. С ними можно делиться опытом, помогать развиваться, тут же учиться у них новому. И кост, конечно же, я формирую максимально приемлемый — от $150 до 250 в месяц за рабочее место со всеми его составляющими (коммуналка, интернет, оборудование, клининг, переговорки, снеки, кофе, хозтовары и т. п.).
В сравнении со средними ценами за идентичный пакет по Киеву у нас выходит в два раза меньше. Короче, размещаясь и масштабируясь командой тут, вы значительно экономите свой бюджет. А что еще важнее — время, не заморачиваясь по поводу переездов, покупки мебели и всего необходимого при найме каждого нового сотрудника.
И все же: офис или коворкинг?
Все зависит от ваших целей.
Комфортное место, уютный кабинет с кофеваркой и интернетом, корпоративные обеды, ежедневная уборка в офисном помещении — этого вполне достаточно для исполнения своих рабочих обязанностей и реализации бизнес-целей.
- Читайте также: В гостях у СЕО. 7 самых креативных офисов Киева
Коворкинг же выбирают те, кто метит в нечто иное для реализации своего потенциала. Он для людей, которым нужно больше свободы. Арендуя тут несколько квадратных метров, они претендуют на целое пространство возможностей. Когда просто выйдя перекусить в лобби, можно получить юридическую консультацию, советы по контенту для своих аккаунтов в соцсетях либо парочку технических лайфхаков по реализации онлайн-продаж.
Коворкинг — для людей, которым нужно больше свободы.
Создавая свой коворкинг, я уделял особое внимание зонам социализации, или клубным зонам, где можно встречаться, общаться, отдыхать, переключаться — поиграть в «Мафию», например — и параллельно получить образовательные плюшки. Такой себе правильный, продуктивный досуг.
В целом наше комьюнити строилось так, чтобы размыть стандартные границы между работой и 19:00, когда можно бежать домой. Ведь если работа тебя напрягает — крутого результата достичь крайне сложно. Нужно получать от процесса ее выполнения удовольствие и крутые эмоции. Только так будут рост и развитие.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора