Учитывая принятие большого количества законодательных актов в медицинской сфере в течение 2020 в связи с пандемией, трудно выделить топ-перечень изменений, ведь все медицинские учреждения сконцентрировали свою деятельность на противостоянии распространению COVID-19 и оказании помощи больным.
Поэтому законодатель взял за основу для внесения изменений именно всемирную проблему — преодоление коронавируса, которая требует немедленного решения.
Одним из основных документов по противодействию пандемии, который устанавливает определенные ограничения, стало постановление КМУ № 641 от 22 июля 2020 «Об установлении карантина и внедрении усиленных противоэпидемических мероприятий на территории с широким распространением острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2».
Данное постановление регламентирует порядок установления противоэпидемических мероприятий. Правительство несколько раз пыталось запретить проведение плановых операций из-за распространения пандемии, но, в конечном итоге, этого не сделало.
Этот запрет мог бы нанести значительный ущерб пациентам, состояние здоровья которых значительно ухудшилось бы из-за непроведения необходимых операций, а медработники получили бы моральное давление со стороны пострадавших. Ведь пандемия не является поводом для пренебрежения другими тяжелыми заболеваниями.
Важные изменения произошли во время второго этапа реформирования медицины с 1 апреля 2020 года. Во-первых, это введение обязательных электронных медицинских записей для всех учреждений здравоохранения, имеющих контракт с Национальной службой здоровья Украины (далее — НСЗУ).
Электронная медицинская запись является составной информации о пациенте, которую собирают в медицинском учреждении, хранят в медицинской информационной системе и отправляют в Центральную базу данных.
Требование о переходе на электронный документооборот внесено в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, квалификационных характеристик и должностных инструкций специалистов здравоохранения.
Данное нововведение значительно облегчит процедуру предоставления медицинских услуг, а именно: упростит введение медицинской документации, обеспечит непрерывный доступ врачей к информации о пациенте, необходимой для предоставления медицинских услуг, а главное, обеспечит невозможность подделки или «переписывания» данных о лечении и диагностике пациента.
Все свои действия врач продолжит фиксировать в медицинских формах — в электронных медицинских записях. Делать это он должен в соответствии с установленными инструкциями, соблюдая требования нормативных документов.
Во-вторых, изменилась процедура финансирования медицинских учреждений, заключивших договор с НСЗУ. Медицинские услуги, в рамках программы медицинских гарантий, будут оплачиваться НСЗУ по прямым договорам с медучреждениями.
Согласно п. 4 постановления КМУ №65 от 5 февраля 2020 «Некоторые вопросы реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году и I квартале 2021», программа медицинских гарантий включает пакеты медицинских услуг, связанные с предоставлением по принципу экстерриториальности:
- 1) экстренной медицинской помощи;
- 2) первичной медицинской помощи;
- 3) вторичной (специализированной) медицинской помощи;
- 4) третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
- 5) паллиативной медицинской;
- 6) медицинской реабилитации;
- 7) медицинской помощи детям до 16 лет;
- 8) медицинской помощи в связи с беременностью и родами.
Но НСЗУ оплачивает только предоставление медицинских услуг, а не другие расходы (покупка лекарств, проезд и прочее).
Бесплатные медицинские услуги делятся на экстренную медицинскую помощь и плановую. Оказание экстренной медицинской помощи и, если необходимо, госпитализации оплачивает НСЗУ всем пациентам, нуждающимся, даже тем, у кого не подписана декларация с семейным врачом.
В отличие от экстренной, для предоставления бесплатной плановой помощи обязательным элементом является декларация с семейным врачом, чтобы НСЗУ могла видеть все детали о состоянии здоровья больного в электронной базе и все необходимые услуги для него, которые входят в программу медицинских гарантий.
НСЗУ выделила пять шагов для получения бесплатной плановой медицинской помощи:
- 1. Получить электронное направление от вашего врача.
- 2. Выбрать лечебное учреждение и необходимого вам врача.
- 3. Записаться на прием.
- 4. Получить медицинскую помощь, которую оплатит НСЗУ.
- 5. В случае некачественного оказания медицинских услуг или вымогательства врачом любых средств за проведенное лечение, подать жалобу в НСЗУ.
В-третьих, медицинские учреждения, оказывающие вторичную медицинскую помощь, также перестали быть бюджетными учреждениями и стали неприбыльными предприятиями. Ведущим законом для них стал Хозяйственный кодекс Украины.
Отныне медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, также, как и первичное звено, имеют возможность самостоятельно распоряжаться собственными средствами, составлять план действий, необходимых для эффективного функционирования учреждения, обновлять оборудование, устанавливать зарплаты медработникам и прочее. То есть, произошла полная автономизация медицинских учреждений.
Что касается изменений, запланированных на 2021 год, следует отметить, что НСЗУ начала разрабатывать программу медицинских гарантий 2021, основным тезисом которой является приближение медицинской помощи к пациенту.
Основными путями реализации является развитие амбулаторного уровня оказания помощи: лечение больных туберкулезом после выписки из больницы на амбулаторном уровне, внедрение мобильной психиатрической помощи, расширение государственной программы реимбурсации «Доступные лекарства» и развития медицинской реабилитации.
В 2021 в реимбурсацию предлагают включить препараты для лечения шизофрении, аффективных расстройств, в том числе депрессии, невротических расстройств и эпилепсии. Развитие медицинской реабилитации заключается в помощи пациентам с соматическими заболеваниями, требующих значительных средств: инфаркт, инсульт, онкологические заболевания и послеоперационная реабилитация.
Также в связи с проведением вакцинации от коронавируса, запланированной на 2021, был разработан проект Национального плана внедрения вакцины против COVID-19 и проведение массовой вакцинации. Поэтому в 2021 году нам следует ожидать и соответствующих изменений в законодательстве, которые могут касаться установления цен на вакцину и алгоритма действий на проведение вакцинации.
Итак, можно сделать вывод, что большинство изменений в медицинском праве в течение 2020 года и те, которые планируются на 2021, направлены на ликвидацию COVID-19 и увеличение финансирования медицинских учреждений.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора