Facebook Pixel

Трансплантация органов: как не нарушить право на достоинство

Анастасия Цибулько
Член Ассоциации юристов Украины, помощник адвоката практики разрешения споров АО MORIS

Сегодня со стремительным развитием медицины актуальна тема правового регулирования трансплантологии. С развитием этой отрасли медицины имеем возможности, которые могут значительно улучшить жизнь больного человека.

Однако в Украине до сих пор не введена полноценная система трансплант-координации, применение которой позволяет развитым странам Европы существенно увеличить количество потенциальных доноров не только среди умерших.

QuoteВ законодательстве следует учесть право человека на достоинство, которое не прекращается со смертью человека.

Любые отношения, которые возникают для обеспечения сохранности жизни и здоровья человека, требуют четкого и обоснованного урегулирования.

Следовательно, отношения, возникающие для обеспечения осуществления оперативного вмешательства по трансплантологии, также требуют отдельного и достаточно детального урегулирования, поскольку здесь речь может идти о жизни двух человек: донора и реципиента.

Также отдельного внимания заслуживает конституционное право человека на достоинство. Следовательно, уместно определить соотношение принципа молчаливого согласия относительно изъятия органов с тела умершего человека и права на достоинство.

Из положений закона «О применении трансплантации анатомических материалов человеку» мы видим, что изъятие любых материалов с донора-трупа требует предварительного согласия умершего или его родственников.

Сейчас большинство европейских стран имеют довольно прогрессивную позицию по трансплантации. Собственно, в правовом поле эта позиция подкрепляется международными договорами.

Из главных положений международных договоров, касающихся трансплантологии, исходят следующие принципы:

  • изъятие органов у донора возможно лишь с целью лечения, с соблюдением всех профессиональных обязанностей и стандартов;
  • полная осведомленность донора и реципиента;
  • удостоверение смерти донора двумя или более врачами;
  • недопустимость присутствия врачей, которые свидетельствовали факт смерти, при изъятии органов с тела умершего донора;
  • запрет торговли органами, а также запрет получения выгоды за предоставление органов для трансплантации.

Принцип молчаливого согласия, в свою очередь, предполагает возможность использования любых биологических материалов с тела умершего, если последний не показал свое несогласие при жизни, или родные умершего не сделали никаких заявлений о запрете изъятия органов и тканей из тела умершего.

Основной идеей применения этого принципа в данной сфере является уменьшение количества времени на получение согласия родных донора.

Соответственно, есть шанс на проведение более качественной трансплантации реципиенту с применением меньшего количества средств для поддержания деятельности того или иного органа.

Однако этот принцип может нивелировать право на достоинство, закрепленное положениями ст.1 Всеобщей декларации прав человека и ст. 28 Конституции.

Следовательно, право на достоинство предусматривает право на уважение к моральным принципам и религиозных убеждениям, ведь достоинство представляет собой совокупность нравственных и мировоззренческих качеств человека, которые дают основания для самоуважения и осознания общественной ценности.

Поэтому, если человек при жизни не проявлял своего согласия на изъятие из его тела органов или если родственники не сделали заявления о таком согласии — изъятие незаконно и может нарушить право на достоинство.

Опираясь на практику Европейского суда по правам человека:

  • дело № 61243/08 от 13.01.2015, Элберт против Латвии;
  • дело № 4605/05 от 24.06.2014, Петрова против Латвии, —

стоит отметить, что применение принципа молчаливого согласия при изъятии биологических материалов из тела умершего нивелирует принципы права на достоинство человека, ведь это право не имеет временных границ, а право выбирать является одним из его основных компонентов.

Так, если рассматривать понятие принципа молчаливого согласия с моральной точки зрения, применение такого принципа является неприемлемым.

Однако, если рассмотреть его с позиции оптимизации времени при выполнении всех необходимых действий с целью трансплантации, его вполне можно оправдать при наличии четко сформированной и безошибочной системы регистрации воли потенциальных лиц-доноров.

Но стоит заметить на примере Латвии, что введение принципа молчаливого согласия в любой стране требует:

  • во-первых, четкого урегулирования;
  • во-вторых, оно должно соотноситься не только с внутренним законодательством такой страны, но и с международными договорами, которые ратифицировала эта страна, — во избежание недоразумений и новых прецедентов для практики Европейского суда по правам человека.

Сейчас Министерство здравоохранения Украины работает над созданием системы трансплант-координации. Однако успешное внедрение такого проекта возможно только при условии наличия:

  • четкого законодательного урегулирования всех процессов, которые могут повлиять на права и свободы доноров и реципиентов, а также медицинского персонала и врачей и
  • высокого уровня защиты персональных данных доноров, которые будут зарегистрированы в таком реестре.

Таким образом, внедрение системы трансплант-координации — это только начало.

Для того чтобы обеспечить продуктивное функционирование такой системы, необходимо:

  • четкое правовое регулирование всех этапов трансплантации;
  • активное восприятие системы трансплант-координации обществом;
  • расчет и предупреждение возможных ошибок в функционировании и соотношение системы трансплант-координации со всей существующей системой здравоохранения.
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора