Необизнес: какими должны быть предприниматели в постпандемийное время

Елена Соседка
основательница Concord Bank
Фото: Werner Heiber/Pixabay

Фото: Werner Heiber/Pixabay

По результатам исследования СУП и Ukrainian Marketing Group, индекс предпринимательства в Украине более чем вдвое меньше мирового показателя (27 против 51).

Это подтверждает факт, что украинскому обществу необходимо не только создавать рабочие места, но и всячески способствовать людям, которые хотят строить свой бизнес в Украине.


Во времена кризиса обычно рождаются не только сильные истории успеха, но и развивается новая культура предпринимательства.

Telegram Logo

Проанализировав свою деятельность как предпринимателя, мне удалось сформулировать ее принципы и предпринимательскую визию. Так у меня появилась концепция «неопредпринимателя».

Неопредприниматель строит необирюзовые организации, исповедует осознанность в корпоративной культуре, разделяет принципы women empowerment и устойчивого развития, занимается благотворительностью. О чем идет речь?

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Необирюзовые организации и открытая талант-экономика

Началом бирюзовых организаций стала теория спиральной динамики, разработанной Грейвзом в 1960 годах, которую в 2014 году адаптировал для компаний Фредерик Лалу.

Бирюзовые организации – это успешные компании, в которых вместо менеджеров – коучинг и самоуправление, вместо KPI – цели и ценности.

Строить в Украине бирюзовые организации очень сложно, особенно в таком консервативном секторе, как банковское дело. До бирюзовой организации нужно идейно и идеологически дорасти.

Но когда весь мир в один момент перешел на удаленку, мы все, сами того, возможно, не подозревая, стали на путь бирюзовых организаций.

На удаленной работе очень сложно построить вертикальное подчинение, потому горизонтальные связи стали реально полезным лекарством для компаний в период пандемии.

Являясь адептом «бирюзовости», я для себя открыла, что в своем бизнесе использую несколько измененную модель, которую мы про себя назвали необирюзовой.

Как и в бирюзовых компаниях, предпринимателям, которые хотят стать нео, нужно воспринимать сотрудника человеком, а не винтиком на рабочем месте.

Это приводит к более эффективной и осмысленной работе. В неокоманде, при правильно построенном графике и работе на удаленке, сотрудник будет выдавать лучший результат, чем при жестком режиме. Это особенно актуально в эпоху COVID-19.

В нашем банке мы стараемся идти по «бирюзовому пути» уже некоторое время, приняв и воплотив принцип проектной работы небольшими кросс-функциональными командами, а не строго вертикальными функциями.

При этом ответственность в командах несут именно те, кто выполняет работу, а не некий «начальник» или «руководитель».

Сейчас мы подошли к формулировке и внедрению «бирюзовых» принципов в корпоративную культуру всей экосистемы.

Мы начали с создания материнского бренда, где самым важным для нас является создание ее миссии или эволюционной цели, определение ролей компаний внутри нее и создание внутренней синергии как между бизнесами, так и между сотрудниками разных подразделений, а также разработка и внедрение ценностей и изменений в корпоративную культуру.

Мы уделяем большое внимание людям, у нас работающим, и создаем для них условия, в которых они могут самоорганизовываться, развиваться и чувствовать себя свободными.

Также концентрируемся на построении коллектива личностей, которые обладают развитым чувством команды в созидательной и дисциплинированной культуре со свободой действий и большим чувством ответственности.

Из этого вытекает новая веха развития компаний с открытой талант-экономикой. То, что еще несколько лет назад нам казалось далеким, сегодня уже вовсю практикуется компаниями по всему миру.

Но, применяя принципы экономики фрилансеров, мы должны еще научиться решать проблему ее асимметричности в вопросах защиты прав персонала, который формально не относится к штату организаций.

Корпоративную культуру возможно радикально изменить, наняв на ключевые должности людей с необходимыми ценностями и опытом работы в организациях с желаемой корпоративной культурой.

Поэтому мы предпочитаем потратить больше времени на поиск человека, провести долгую вереницу собеседований, но быть уверенными в своем выборе, чем нанять быстро, но не «своего».

Устойчивое развитие

Украинским компаниям ввиду отсутствия опыта внедрения программ устойчивого развития каждый раз приходится экспериментировать, методом проб и ошибок искать свой собственный путь.

Но каждый неопредприниматель уже сейчас должен осознать, что в своей сегодняшней деятельности нужно нацелиться не только на улучшение благосостояния и развитие планеты, но помнить и об интересах будущих поколений.

В Украине в части устойчивого развития научились реализовывать классные проекты в направлении эко.

У многих технологических компаний есть инициативы, своего рода инкубаторы, которые стимулируют сотрудников разрабатывать собственные приложения. У Microsoft такая инициатива называется Garage, в Google – Appsperiments.

Подобного рода «инкубатор» есть и у MacPaw: они запустили мобильное приложение под названием «Сортируй!», которое научит сортировать мусор правильно.

С его помощью можно быстро определить тип сырья, найти ближайшую станцию сортировки мусора на карте и построить к ней самый оптимальный маршрут.

Благотворительность

Когда мы открывали первую онлайн-биржу благотворительности «Добродий», нам говорили, что ее концепция нежизнеспособна.

Мол, нельзя, даже если это благотворительный проект, выбирать нашу концепцию деятельности: ЗП, аренду офисов, другие статьи расходов покрывать за счет своих средств, а пожертвования в 100% объеме отправлять на благотворительные проекты.

Но я четко убеждена, что основополагающий принцип деятельности неопредпринимателя заключается в том, чтобы находить возможность помогать, даже если это уменьшает твой доход.

Women empowerment

Как показало исследование Forbes, с 1970 годов прошлого столетия число женщин-предпринимателей выросло более чем на 3000%.

Однако, несмотря на рост женского предпринимательства, проблема неравенства по-прежнему остается на поверхности.

Мне кажется, это связано с тем, что в наших головах сидит огромное количество вредных установок: гиперответственность, неуверенность в себе, отсутствие амбиций.

QuoteКогда я была ребенком, часто слышала от бабушки: «Ух, какая ты командирша амбициозная!»

И это звучало как упрек. С моим братом говорили совсем иначе. Ему говорили: «Вперед! Какой ты молодец!»

А меня останавливали. Я чувствовала, что нехорошо быть амбициозной, высовываться, брать на себя ответственность. А тем более, хвалить себя за победы и присваивать себе свои собственные достижения. Вся система воспитания девочки в то время показывала, что это неправильно.

Кроме того, в Украине есть проблема с women empowerment. Дело не в отсутствии примеров. Часто успешные женщины не хотят быть публичными, ставя в приоритет другие дела.

В то же время талантливые и умные современные девушки нуждаются в общении и заимствовании опыта тех, кто уже достиг успеха. Им нужны украинские Сьюзен Воджицки, Шерил Сэндберг и даже Элизабет Холмс.

Все будет НЕО

Сегодняшние предприниматели – быстрые, дерзкие и голодные. Интеграция принципов неопредпринимательства поможет им выстраивать системные компании, демонстрирующие устойчивые результаты.

Благодаря компоновке вышеперечисленных факторов мы сможем увеличить количество проворных новаторов и идейных вдохновителей, которые смогут сделать нашу страну быстрее, сильнее и лучше.

Мне хотелось бы верить, что все больше украинских предпринимателей будут становиться нео, и, конечно же, объединяться в комьюнити для взаимопомощи и кооперации.

Объединяя наши силы, обмениваясь опытом и знаниями, мы сможем не только усилить наши бизнесы и себя, но и добиться создания комфортных условий для ведения бизнеса в нашей стране.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости