Я не буду вызывать у вас нервный тик фразой «мир никогда не будет прежним», просто советую наблюдать, адаптироваться и принимать как есть новое измерение.
Уже сейчас, общаясь с девелоперами, я понимаю, насколько глубинные, фактически тектонические, сдвиги происходят с отраслью на данный момент.
Это касается всего: цифровизации девелоперского продукта, поиска новых ниш и форматов в жилой и коммерческой недвижимости, пересмотра трендов в архитектуре и дизайне и многого другого за кадром.
Об этом стоит говорить вслух. Мною не единожды проверена мысль о том, что открытость, гласность и предельная честность застройщика позволяет увеличить спрос на его продукт минимум в 1,5 раза.
Разумеется, если он поработал для концепцией, форматом и упаковкой своего комплекса.
И вот тут как раз зарыта собака: изменилось пространственное планирование, которое среди прочих важных составляющих ложится в основу любой концепции жилого проекта.
Дворы и парки в ЖК будут крупнее, внимание будет уделяться зонированию и созданию мест, где можно гулять, развлекаться, проводить время, не нарушая при этом личные границы и соблюдая социальную дистанцию.
Проектировать общественные пространства в ЖК уж точно будут с учетом вопросов здоровья (потому что растет на это спрос).
Это и вопросы с системами очистки воздуха, и бесконтактный доступ, и увеличение проходов между уличное мебелью и ее мобильность (возможность передвигать, увеличивать расстояние).
Работа с местными поставщиками, натуральные и износоустойчивые материалы уже давно стали трендом, который сейчас только усиливается.
Архитектура и дизайн комплексов будет все больше тяготеть к обоснованному минимализму, рациональному использованию материалов и пространств.
Мы увидим рост использования автоматизированных технологий в жилищном строительстве. Это, как вариант, системы идентификации без контакта и дозаторы с дезинфекцией.
Общаться с управляющей компанией и решать любые бытовые вопросы можно будет онлайн, в том числе заказывать на удобное время вызов мастера, оплату коммунальных и многое другое.
Кто еще не успел перейти на подобные решения — тот сильно опоздал. Лучше делать это сейчас, запрыгивая на последнюю ступень улетающего вертолета.
Впрочем, это касается любых преобразований, повышающих ценность продукта. А продукт у девелопера — в первую очередь среда, а никак не исключительно квадратные метры.