Facebook Pixel

Экономика Украины. Три приоритета на после войны

Дмитрий Боярчук
исполнительный директор CASE Украина

Что после войны? – Президент создал Национальный совет по восстановлению Украины от последствий войны. Первый вице-премьер-министр – министр экономики излагает свои мнения о том, как будет восстанавливаться экономика Украины. Действительно, после завершения войны откроется «окно возможностей», и чтобы не упустить новый шанс на развитие, нужно думать об этом всем сейчас. Ибо, из опыта предыдущих наших двух революций, временной промежуток сделать что-нибудь хорошее будет очень узким. Далее – снова длинное блуждание в джунглях под названием «не-ко-времени».

Идей много, и они все верны и положительны. Однако, какой вывод мы можем сделать из прошлых попыток стать успешными и экономически развитыми? — Одна из ключевых проблем – определение приоритетов. Все международные партнеры, под чьим пристальным наблюдением мы пытались трансформироваться во что-то лучшее, давали нам широкий спектр рекомендаций с ключевым вниманием к восстановлению макростабильности, потому что революции влекли за собой искусственный экономический шок (сначала в 2004 это был шок газовых цен, а в 2014 -м это был шок от вторжения и оккупации).

Фундаментальные институциональные проблемы, являющиеся причиной нашей недоразвитости, тоже четко идентифицировались и описывались среди рекомендаций. Однако к тому времени, когда у реформаторов доходили руки до причин болезни, симптомы кризиса становились не столь острыми, и политический истеблишмент возвращался в традиционный режим «не-ко-времени». Все же нормально, не жмет, не болит – значит, можно вернуться к business-as-usual.

Уникальность ситуации сегодня в том, что до войны в подавляющем большинстве случаев экономическая политика шла в правильном направлении (не без исключений, конечно). А с 2014 года было реализовано безумное количество сложных и болезненных реформ. Поэтому на сегодняшний день макро-стабилизация в первую очередь связана с ситуацией на фронте, и для скорейшего решения проблемы требует поставок вооружения.

Следовательно, есть уникальная возможность уделить должное внимание именно тем фундаментальным институциональным причинам, которые искусственно сдерживают экономическое развитие Украины.

Первая причина – это, конечно же, отсутствие верховенства права и безнаказанность за преступления (особенно если человек приближен к власти). Перед самой войной был достигнут действительно прорывный прогресс в реформе судов, в частности, руководство страны согласилось на полную перезагрузку Высшего совета правосудия (ВСП) под надзором международных экспертов. ВСП – это тот орган, который решает, какой судья достоин оставаться в должности, а кого нужно уволить за все «наработки». Именно на позицию ВСП и ориентируется судейский корпус, и если ВСП на все «фокусы» закрывает глаза, то даже весь праведный гнев общества и все обличительные статьи в СМИ судьям абсолютно безразличны. Этот весь шум им не мешает (большинство людей не разбираются в нюансах судебной системы, и во всех бедах обвинят олигархов). Следовательно, полная перезагрузка ВСП – это реальный шанс на обновление судебной ветви власти и реальный шаг к установлению верховенства права. А для инвесторов, как известно, равные правила игры и верховенство права – это основная предпосылка для инвестирования средств в страну.

Сюда следует добавить необходимость восстановления функциональности антикоррупционной вертикали, потому что саботаж назначения руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры перед началом войны фактически парализовал весь процесс. А теперь еще нужен и новый глава НАБУ, желательно с возможностью говорить «нет» Офису Президента.

Следующий приоритет – это налоговая реформа. Только для крупного бизнеса и аудиторских фирм налоговая система в Украине не проблема. Для всех, кто пытается что-то делать своими руками, начиная с бизнеса среднего размера, налоги и их администрирование – это острая боль. На период военного положения Кабмин снизил или даже отменил ряд налогов, но после завершения войны все вернется на свои места, со всеми недостатками. Однако на фоне падения доходов бюджета появилась возможность перезагрузить администрирование налоговой системы и этим шансом нужно воспользоваться.

Например, украинский бизнес много жалуется на администрирование НДС. Непростой учет налогового кредита на каждом этапе «добавления стоимости», авансовые платежи при импорте товара, коррупционные возможности при возмещении НДС и т.д. Заменить НДС нельзя, потому что НДС – базовый налог в ЕС, куда мы активно интегрируемся. Однако в ЕС администрирование НДС гораздо менее болезненно, притом что процедуры Евросоюза, как известно, не самые простые. Приведение процедур администрирования НДС в соответствие с практиками стран ЕС может во многом упростить жизнь предпринимателям. Некоторые страны ЕС даже практикуют отсрочку уплаты НДС при импорте, что может быть интересным инструментом стимулирования и для нас.

К налоговой реформе следует добавить проблему ЕСВ и необходимость пенсионной реформы. Однако после столь масштабного перемещения украинцев для начала нужно провести перепись населения, чтобы точно знать, сколько нас осталось. После этого можно будет что-нибудь планировать и с ЕСВ, и с пенсионной реформой.

Еще одна критическая необходимость в налоговой сфере – это создание возможности отчислять 1-2% НДФЛ на общественные организации. Излишне будет вспоминать, какую роль в этой войне сыграло гражданское общество. Украинцы заслужили самостоятельно решать, куда направлять свои средства. Право направить 1-2% от своего НДФЛ по своему усмотрению в ту организацию, которая заслуживает доверия и занимается нужными делами, – это будет мощный толчок для развития общества и повысит эффективность использования средств.

Третий приоритет для грядущего окна возможностей – это усиление Антимонопольного комитета и Счетной палаты. Президент придумал антиолигархический закон, никоим образом не ограничивающий возможности для зарабатывания сверхприбылей. Высокоточным оружием против олигархов и других комбинаторов является сильный и эффективный Антимонопольный комитет под надзором гражданского общества. Дело в том, что создание сверхприбылей не всегда подпадает под Уголовный кодекс. Поэтому правоохранительные и антикоррупционные органы не всегда могут что-то сделать с определенными «возможностями». Для того, чтобы отслеживать источники появления нерыночных сверхприбылей, и существует Антимонопольный комитет, который сегодня остается очень дружественным к тем, кого мы называем олигархами.

Что касается Счетной палаты, то этот орган в сотрудничестве с общественностью мог бы внимательно наблюдать за деятельностью госпредприятий. Сейчас они таких полномочий не имеют, а информации об успешности этих госпредприятий мы должны верить, опираясь на сообщения их руководителей в соцсетях.

Укрепить независимое корпоративное управление – это критически важно, но общество также должно следить за деятельностью госпредприятий, которые на сегодняшний день остаются одним из основных источников так называемой ренты (сверхприбылей) в государстве.

Соглашусь, наверное, со всеми другими рекомендациями и предложениями нашего послевоенного восстановления, которые сейчас появляются от разных авторов. Довоенный список рекомендаций от МВФ тоже не теряет своей актуальности. Однако, считаю, что для максимального использования в будущем очень короткого «окна возможностей» нужно обозначить основные приоритеты. И мое видение приоритетов я предложил выше.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора