Facebook Pixel

Чем грозит крестовый поход Гетманцева против ФОПов

Владимир Дубровский
старший экономист CASE Україна

Предположение о том, что «Дія.Сіty » — только первый шаг в «двухходовке», конечная цель которой — убить возможность для юридических лиц работать с ФОП — поставщиками услуг, начало сбываться: после того как крупные IТ-компании, самые мощные политэкономические игроки, защищавшие такую возможность, были нейтрализованы, Даниил Гетманцев анонсировал крестовый поход против использования ФОП вместо наемных работников. Чем это грозит?

Налоги в Украине

На данный момент Украина имеет несуразно высокую (как для страны с таким уровнем благосостояния и качеством государственного управления) налоговую нагрузку на зарплаты. При этом соответствующие налоги относятся к самым вредным для экономического роста по данным исследований ОЭСР. А что касается конкретной ситуации, в которой находится наша страна, попытка применить их «ко всем одинаково» вполне может вообще убить малейшие перспективы быстрого роста.

Перспективы экономического роста Украины

Ни промышленность, ни сельское хозяйство уже не могут быть сколько-нибудь долгосрочными драйверами такого роста в ХХI веке: похоже, Китай стал последней страной, которой удалось почти догнать развитые экономики за счет дешевой рабочей силы. Но и неприхотливые китайцы, дисциплинированные тысячелетним опытом выращивания риса, уже проигрывают роботам, а у нас в этой глобальной конкуренции шансов нет вообще.

Зато, правда, одно из немногих конкурентных преимуществ Украины — место где-то на границе ТОП-50 по способности производить инновации, а оно в современном мире более чем компенсирует недостаток других. И действительно, хотя постиндустриальные отрасли пока что составляют немногим больше 5% ВВП, только их прямой вклад в наш вялый трехпроцентный рост уже близок к трети.

Но нужно учитывать, что эти преимущества Украина унаследовала: они не были результатом естественного развития, поэтому сами по себе вряд ли выживут в бедной и плохо управляемой стране. Хотя бы потому, что по способности удерживать таланты она глубоко во второй сотне стран мира, не говоря уже о том, чтобы таланты привлекать. Даже несмотря на то, что на данный момент высокооплачиваемый специалист действительно может работать в Украине как ФОП 3-й группы, уплачивая 5% от дохода и ЕСВ с минимальной зарплаты.

Какие налоги нужны ФОПам в Украине

Очевидно, что если вместо этого такому специалисту придется платить от своего брутто-дохода (то есть всей суммы, которую наниматель может заплатить за его услуги) 34%, то отток талантов ускорится во много раз, ведь за сопоставимые деньги в других странах можно получить совершенно другое качество жизни в плане безопасности, защищенности от произвола и социальных гарантий. А специалисты, о которых идет речь, востребованы повсюду, как правило владеют иностранными языками (или способны быстро учиться), относительно молоды и мобильны. Посмотрите, как быстро потеряла их соседняя Беларусь. Таким образом, фактически возможность покупать услуги у ФОП 3-й группы де-факто играет непредусмотренную роль инструмента отсутствующей в нашей стране политики конкурентоспособности.

Этот инструмент принципиально лучше отраслевых льгот типа «Дія.Сіty» тем, что:

  • во-первых, распространяется на любые отрасли, использующие высокооплачиваемый интеллектуальный труд, в том числе зарождающиеся и перспективные (infant industries), а не только те, которые уже могут заставить с собой считаться;
  • во-вторых, в отличие от «Дія.Сіty», он не предусматривает ручного режима допуска, а значит, и связанных с этим издержек, которые хорошо, если сводятся к откатам;
  • в-третьих, он касается именно самих талантов, а не предприятий, то есть бьет в корень проблемы.

При этом, конечно, есть и издержки: по последним подсчетам, из-за использования ФОП вместо наемных сотрудников бюджет в 2020 году недополучил где-то около 10 млрд грн (тут важно помнить, что речь идет не о потенциальном росте благосостояния на эту сумму, а только о ее перераспределении в пользу государства). Но если посмотреть с другой стороны, то это примерно 43 тыс. человек из общей численности ФОП, оказывающих подобные услуги, которых почти 220 тыс. И даже к этой части применимы все приведенные выше аргументы.

То есть этот неформальный инструмент политики конкурентоспособности оказался весьма прицельным даже безо всяких дополнительных условий и регуляций. Поэтому лучшее, что можно было бы с ним сделать, это оставить в покое ФОП. Как, кстати, кандидат в президенты Владимир Зеленский и предлагал в свое время, когда ему нужны были голоса «креативного класса». Увы, это уже не первый случай, когда ближайшие соратники грубо нарушают и извращают благие намерения своего босса. И им это удивительным образом сходит с рук… То ли президент кривил душой, когда озвучивал эти намерения, то ли оказался неспособен контролировать своих «бояр», но если он их не остановит, то политическое возмездие придет именно к нему, и поделом.

Если же все-таки Гетманцеву удастся воплотить в жизнь свои намерения, то возможны несколько вариантов их трактовки:

  • самые ярые противники ФОП, вроде Николая Азарова, Ивана Миклоша и Елены Макеевой, хотели вообще уничтожить упрощенную систему налогообложения. Очень хочется надеяться, что до таких попыток все же не дойдет. Однако есть почти столь же опасный механизм — запрет относить оплату услуг ФОП на расходы, что уже реализовано в том же «Дія.Сіty», где ее приравняли к выплате дивидендов. Кроме убийства креативных отраслей это может также повредить ФОП, которые оказывают услуги по временному размещению, организации мероприятий и т.д.
  • несколько менее разрушительный, зато более дискреционный (а значит, и коррупционный) способ борьбы с использованием ФОП вместо наемных работников — критерии, согласно которым налоговая может «переквалифицировать» гражданско-правовые отношения в трудовые. Такие критерии применяются во многих развитых странах, но это совершенно не означает, что в Украине с ее азаровскими налоговиками они будут работать не хуже, чем в Германии. Не говоря уже об издержках администрирования.

Впрочем, проекты «критериев» на сегодняшний день существуют в двух вариантах. Первый в свое время предложила Немецкая консультативная группа — та самая, которая защищала коррупционный налог на прибыль по образцу того, который действует на ее родине. Это семь критериев, из которых достаточно трех для «переквалификации», которую делает сама налоговая, а недовольные могут обращаться в суд. Вице-премьер Андрей Рева в свое время очень радостно ухватился за это предложение, но, к счастью, под давлением ИТ-компаний оно было отвергнуто.

В ответ представители креативных отраслей разработали лайт-вариант такого подхода в виде своих семи критериев, четыре из которых должны выполняться для того, чтобы налоговая имела право инициировать переквалификацию. А делать ее должен, конечно, суд, потому что речь идет о признании договора недействительным, на что никто другой не имеет полномочий.

Речь идет о том, что ФОП может быть признан наемным работником, если присутствуют не менее четырех признаков из следующего набора (далее — цитата из законопроекта №5054-1):

  • личное выполнение лицом работы, требующей конкретной квалификации, профессии, должности, по поручению и под контролем лица, в интересах которого выполняются работы;
  • осуществление регулирования процесса труда, носящего постоянный характер, и, как правило, не предусматривающего установления лицу конкретно определенного результата (объема) работ за определенный период времени;
  • выполнение работы на определенном или согласованном с лицом, в интересах которого выполняется работа, рабочем месте с соблюдением установленных им правил внутреннего трудового распорядка;
  • организация условий труда, в частности предоставление средств производства (оборудования, инструментов, материалов, сырья, рабочего места), обеспечивается лицом, в интересах которого выполняется работа;
  • систематическая выплата лицу, выполняющему работу, вознаграждения в денежной и/или натуральной форме;
  • установление лицом, в интересах которого выполняется работа, продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
  • возмещение поездок и других финансовых расходов, связанных с выполнением работы, лицом, в интересах которого выполняется работа.

Хочется надеяться, что речь идет именно о таком подходе. Он может оказаться в чем-то даже лучше нынешней ситуации, когда налоговая пытается «переквалифицировать» все, что не нравится инспектору, а суд потом отменяет такие решения. Таким образом, все же появляется некоторая определенность. Во всяком случае отраслевые ассоциации с ним согласились. Но, учитывая все сказанное, можно понять, что эта кампания вряд ли принесет в бюджет сколько-нибудь значительную часть даже от вышеприведенной оценки в 10 млрд грн, которые сами по себе составляют доли процента от совокупного бюджета.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора