Facebook Pixel

Как страны G7 управляют государственным долгом. Опыт для Украины

Многие ошибочно считают: если у страны много долгов, то ее экономика на грани кризиса. Это не совсем так. Напротив, если управлять задолженностью эффективно, то она дает толчок выходу государства из затруднительного положения. Звучит странно и нелогично, верно?

Государственный долг Украины увеличивается почти ежеминутно – только 7 февраля Рада разрешила добавить к нему еще 4 млрд грн. Падение ВВП, сокращение экспорта, разрушение инфраструктуры. Есть ли действенные пути для преодоления кризиса, возникшего из-за войны войны?

Институт аналитики и адвокации исследовал, как управляют государственным долгом страны с развитой экономикой, которые оправляются от последствий пандемии COVID-19. Это пять из седьмых стран G7.

Решения, принимаемые их правительствами, могут помочь Украине наработать собственный план стабилизации экономики, уверены в Институте аналитики и адвокации.

США остаются самой большой экономикой мира с госдолгом в $31,4 трлн

Как страны G7 управляют государственным долгом. Опыт США для Украины

Как страны G7 управляют государственным долгом. Опыт США для Украины

Яркое доказательство тому, что большой госдолг не является проблемой, – это США. Соединенные Штаты остаются не только величайшей экономикой мира, но и величайшим заемщиком в мировой истории. $31,4 трлн – фантастические деньги, их даже сложно представить. Это не преувеличение или агитационная страшилка – это реальный огромный заем федерального правительства, до сих пор не выплаченный.

США живет взаймы, при этом успешно развивается и проблем не испытывает. Как это у них выходит?

Во-первых, валюта США – самостоятельная и полноценная денежная единица. Они экспортируют, импортируют, принимают инвестиции и даже свой долг продают за доллар, что устраняет риск валютной нестабильности. Также это увеличивает спрос на саму валюту как в стране, так и за ее пределами.

Казначейство США реагирует на огромные вызовы и возможности, с которыми сталкивается страна посредством эффективного управления облигациями. Это предотвращает потребность в дополнительных ссудах, определяет направление развития страны, влияет на безопасность и процветание народа на поколение вперед.

Госдолг Японии: страна должна по большей части сама себе

Как страны G7 управляют государственным долгом. Опыт Японии для Украины

Как страны G7 управляют государственным долгом. Опыт Японии для Украины

Похожую ситуацию с задолженностью пандемия вызвала и в экономике Японии, возглавляющей рейтинг соотношения госдолга к ВВП.

Государственный долг Японии преимущественно внутренний, то есть фактически страна должна «сама себе» – своим банкам, компаниям, целевым фондам и правительственным организациям. Задолженность формируется в государственной валюте – йене. Для Японии это фактор независимости от международных партнеров и привлекательности для кредиторов.

Доминирующую роль на рынке долговых инструментов Японии играют государственные облигации. Да, объем этого вида займов велик, но успешная политика центробанка Японии по регулированию долга смягчает его негативное влияние на развитие экономики.

Страна создает условия для инвестирования в свое же развитие, где граждане – часть опоры экономики.

В Германии госдолг достиг исторического максимума

Как Германия управляет государственным долгом. Опыт для Украины

Как Германия управляет государственным долгом. Опыт для Украины

Своего исторического максимума задолженность достигла в Германии. Для страны это стало стрессом, поскольку долгое время там наблюдалось непрерывное снижение соотношения долга к ВВП.

Германия смогла противостоять пандемии, не подвергая опасности стабильность экономики. Этому, безусловно, способствовало положение страны к началу эпидемии. Также для уменьшения долгового бремени на каждого жителя Германии правительство создало Фонд экономической стабильности, который стал одним из элементов агентской модели управления долгом.

Не менее важным решением в Германии стал выпуск зеленых облигаций, направленных на охрану окружающей среды и решение экологических проблем.

Зеленые облигации – один из инструментов управления госдолгом во Франции

Как Франция управляет государственным долгом. Опыт для Украины

Как Франция управляет государственным долгом. Опыт для Украины

Такой инструмент был использован также во Франции, для которой пандемия тоже явилась серьезным вызовом.

Правительство Франции управляет государственным долгом так, чтобы налогоплательщики не почувствовали кризиса, поэтому конечными бенефициарами является население. Казалось бы, как кредиты страны влияют на кошелек обычного человека? Напрямую. От бюджета зависят зарплаты учителей, врачей, ученых, военных и госслужащих. Если слишком большой дефицит покроют печатью новых денег — вырастет инфляция и цены.

Великобритания решает проблему госдолга за счет налогов

Как Великобритании управляет государственным долгом

Как Великобритании управляет государственным долгом

В Великобритании ситуация складывается с точностью до наоборот: политика страны направлена на увеличение налогов.

Такая мера была вынужденной для нового правительства, ведь кандидаты в премьеры в прошлом году обещали избирателями налоги снизить. Однако это привело бы к росту долговой нагрузки, если дефицит бюджета от понижения налогов покрывать заимствованиями.

Нынешний премьер Великобритании Риши Сунак в предвыборной кампании отмечал, что уменьшит налоговую нагрузку с 2024 года, если обуздает инфляцию.

Какие инструменты управления госдолгом Украина может «одолжить» у G7

Учитывая решения, принятые правительствами по стабилизации экономики после кризиса, Институт аналитики и адвокации отделил 5 основных шагов к эффективному управлению государственным долгом для Украины в условиях войны:

  1. Уменьшение отношения чистого государственного долга к ВВП;
  2. увеличение доли долга, номинированного в гривне, в портфеле государственного долга;
  3. Увеличение внимания к внешним займам, ориентированным на развитие;
  4. Оптимизация стоимости и риска общего портфеля государственного долга;
  5. Развитие рынка казначейских ценных бумаг.

Понятно, что в условиях войны работать по всем определенным рекомендациям практически невозможно. Поэтому из них следует выделить те, которые касаются развития рынка облигаций и ориентирования на инвестиционно-инновационные внешние займы.

В мире растет интерес к зеленым облигациям, которые являются относительно недавним открытием. Для Украины этот инструмент сегодня не очень актуален, впрочем, он может стать полезным в послевоенном восстановлении страны.

В настоящее время актуальным вариантом инвестирования для украинцев остаются военные облигации, которые выпускаются с целью поддержки вооруженных сил и экономики в разгар войны.

Одним из важных наблюдений исследования является роль менеджера в экономическом росте страны. Странам с более слабыми институтами труднее поддерживать рост, к тому же они более уязвимы к переживанию периодов кризиса и стагнации. Соответственно, вопрос институциональной способности в управлении долгом является одним из ключевых.

В настоящее время в Украине отсутствует институционализированное управление государственным долгом, которое в последние годы планировалось в виде долгового агентства. Сейчас с заимствованиями в основном работает Министерство финансов, впрочем, объемы кредитов растут, а необходимость их привлечения все больше обостряется для Украины.

Следовательно, можно утверждать, что сегодня государственный долг – это общемировая практика для большинства стран. При правильном использовании полученных денег можно в перспективе значительно улучшить уровень благосостояния граждан страны. Однако если ими управлять неэффективно, долг становится тяжелым бременем не только для нынешнего, но и для последующих поколений. Украине уже сейчас необходимо адаптировать успешный опыт управления, чтобы минимизировать влияние задолженности на уровень жизни в стране и состояние экономики в целом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉