Facebook Pixel

Как предотвратить нарушение конкурентного законодательства

Павел Логинов
партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права юридической фирмы GOLAW

Достигая в своей хозяйственной деятельности конкурентных преимуществ относительно других участников рынка, компании также должны обращать внимание на тенденции, которые регулируют конкурентные отношения. Нередко компании оказываются в неопределенном положении из-за действий органов власти, изменений законодательства или действий других представителей бизнеса, которые ставят в зависимость от своих решений хозяйственную деятельность компании.

В свою очередь, Антимонопольный комитет Украины как орган власти, ответственный за конкурентную политику государства, наделен полномочиями привлечения к ответственности за нарушения, негативно влияющие на экономическую среду страны. Однако законодательством предусмотрен и другой способ реагирования, направленный на достижение субъектами позитивных аспектов в конкуренции. Таким инструментом является адвокатирование экономической конкуренции. Антимонопольный комитет активно использует в своей деятельности предоставление рекомендаций, предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты, а также освещает свою деятельность в СМИ.

Механизмы выявления и предотвращения нарушений со стороны АМКУ

На сегодняшний день основную работу по адвокатированию в различных сферах экономики страны АМКУ проводит после обращениям со стороны отдельных компаний или потребителей, которые могут испытывать негативное влияние. В АМКУ не существует конкретного механизма самостоятельного выявления подобных ситуаций на разных рынках. Частично это обусловлено самой возможностью предусмотреть нарушение конкурентного законодательства, поскольку в различных сферах экономики нередко происходят изменения, касающиеся как законодательства, так и поведения участников рынков. Отдельно следует отметить участие органов власти, которые также зачастую мешают взаимопониманию между бизнесом, потребителями и государством.

Выявление и предотвращение подобных нарушений конкурентного законодательства возможны с помощью активности не только органов АМКУ, но и других органов власти и бизнеса в целом.

Именно небезразличие хозяйствующих субъектов и бизнес-ассоциаций в выстраивании прозрачных и понятных отношений помогает сформировать благоприятную среду для бизнеса и экономики государства.

Процедура получения заключений АМКУ касательно запланированных действий

Во избежание и предотвращение возможных нарушений конкурентного законодательства представители бизнеса могут использовать такой инструмент как обращение в органы Комитета за выводами в форме рекомендательных разъяснений относительно согласованных действий.

Такие выводы предоставляются для оценки рисков нарушения законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий или злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке еще до заключения соглашения или проявлений поведения со стороны участников рынка, которое может быть признано незаконным. Выводы в форме рекомендательных разъяснений могут предоставляться в отношении рекламных материалов и обозначений продукции касательно недопущения распространения информации, могущей вводить в заблуждение. Также статьей 29 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмотрена возможность получения субъектами хозяйствования предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрации.

Письменное заявление на получение выводов

Для получения выводов в форме рекомендательных разъяснений относительно согласованных действий субъекту хозяйствования необходимо обратиться в Антимонопольный комитет Украины с письменным заявлением. В заявлении необходимо указать: название органа, информацию о субъекте хозяйствования, который обращается с заявлением, содержание согласованных действий, перечень документов и сведений, которыми обосновываются изложенные обстоятельства. Заявление подписывается полномочным должностным лицом заявителя или его представителем, или заявителем — физическим лицом или его представителем.

Обращаем внимание, что выводы в форме рекомендательных разъяснений предоставляются исключительно на основании изложенной в заявлении информации и прилагаемых к ней подтверждающих документов. АМКУ не наделен полномочиями проводить дополнительные исследования или привлекать третьих лиц при рассмотрении указанного заявления. В случае если действия касаются статей 6, 10 или 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», целесообразным будет предоставить информацию о рынке, на котором предприятие осуществляет свою деятельность, положении на этом рынке, информацию о товаре или услуге, которая реализуется.

Сбор за подачу заявления

К заявлению также прилагается оригинал документа, подтверждающего уплату сбора за подачу заявления. Законом Украины «О защите экономической конкуренции» установлена плата за подачу заявления о предоставлении выводов в соответствии со статьей 14, статьей 29 Закона, в размере 320 необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае отсутствия документа, подтверждающего уплату сбора, АМКУ оставляет заявление без движения и сообщает об этом в письменном виде заявителю.

Выводы АМКУ относительно наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства

По результатам рассмотрения заявления АМКУ делает вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Также Комитет может указывать на недостаточность информации, изложенной в заявлении, для однозначного предоставления вывода о наличии или отсутствии в действиях субъекта хозяйствования признаков нарушения. Такой вывод предоставляется в случае отсутствия информации, подтверждающей полноту, точность и правдивость соответствующих сведений или информации, позволяющей сделать вывод о возможном влиянии соответствующих сведений на намерения потребителей относительно приобретения или реализации определенных товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования (в частности, качественные характеристики, ценовые показатели и т.п.). В случае предоставления Комитетом вывода о недостаточности информации для предоставления однозначного вывода о наличии или отсутствии признаков нарушения конкурентного законодательства, предприятие не лишено возможности повторно обратиться в АМКУ с заявлением.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора