Новые арендные ставки на участки в Киеве приведут к росту цен на жилье. Это повлияет не на застройщиков, а на тысячи киевлян. Фото: bizofit.com
Проект решения Киевсовета о повышении ставок арендной платы за землю для застройщиков в столице может создать прецедент, от которого пострадают не только строительные компании, но и тысячи киевлян.
Эксперты Института законодательных идей провели антикоррупционную экспертизу документа и пришли к выводу, что проект решения Киевсовета от 11 января 2022 содержит коррупционные риски и нарушает ряд норм налогового законодательства.
В случае принятия документа, по убеждению специалистов, новые ставки арендной платы окажут влияние на самих киевлян, для которых налоговые инициативы властей города обернутся ростом цены квадратного метра. Ведь каждую гривну дополнительных расходов застройщик переводит на конечный товар — недвижимость, то есть покупателей или конечных арендаторов.
Аренда земли: в чем коррупционная составляющая решения Киевсовета
Власти изложили свои аргументы в пояснительной записке, согласно которой бюджет города недополучил 500 млн грн из-за закона об инвестициях, принятого еще в 2019 году. В то же время конкретных показателей, как возрастут поступления в бюджет и будут ли они соизмеримы с новыми ставками арендной платы, Киевсовет не уточняет.
Как заявил в комментарии The Page юрист-аналитик Института законодательных идей Максим Демин, из документа пока не ясно, почему именно сейчас принимается такое решение и что бюджет города от него получит.
«Киевсовет этой поправкой изменяет налог, где определялись новые минимальные ставки арендной платы. Повышают ставки по некоторым позициям в 2-3 раза, а недвижимость растет в 100 раз. То есть эта поправка вносит значительные коррективы в стоимость строительных работ», — пояснил юрист.
С другой стороны, Киевсовет допустил нарушение норм Налогового кодекса. Ведь увеличивать или уменьшать ставки арендной платы на 2022 год по процедуре можно было до 15 июля 2021 года (не позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода). Кроме того, в течение бюджетного года они не могут меняться.
Другими словами, эксперты указывают на юридическую коллизию, позволяющую налоговым органам манипулировать нормами: к кому-то из арендаторов могут применять старые более низкие ставки, к кому-то — новые и более высокие.
«В этом и состоит коррупционная составляющая. Юридическая коллизия позволяет одним арендаторам работать по старым налоговым ставкам, ссылаясь на нарушение процедуры установления новых, или путем договоренностей с налоговыми органами. Другие же, наоборот, будут платить по новым, более высоким, налоговым ставкам, боясь начисления недоимки и принятия санкций со стороны налоговых органов. Дело ведь может дойти до открытия уголовных дел, если накопится определенная долговая сумма», — пояснил юрист.
Эксперты отмечают: городские власти превышают свои полномочия, когда, несмотря на прописанную в Налоговом кодексе процедуру, предлагают изменить их размер и ввести в действие уже через 10 дней после принятия решения.
Для такого решения Киевсовет пропустил сроки на полгода, сейчас любые изменения могут приниматься только по отношению к 2023 году.
Кого касаются налоговые изменения
Фактически новые ставки арендной платы окажут влияние не столько на застройщиков, сколько на самих киевлян, для которых налоговые инициативы властей города обернутся ростом цены квадратного метра. Ведь каждую гривну дополнительных расходов застройщик переводит на конечный товар – недвижимость.
Как может увеличиться минимальная ставка арендной платы на землю в Киеве:
- в 100 раз — с 0,1 до 10% — для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов;
- в 3 раза — с 3 до 10% — для строительства и обслуживания многоквартирного дома (на период строительства);
- в 3 раза — с 3 до 10% — для другой жилой застройки;
- в 2,5 раза — с 3 до 8% — для строительства и обслуживания многоквартирного дома с объектами торгово-развлекательной и рыночной инфраструктуры (на период строительства);
- в 1,5 раза — с 5 до 8% — для строительства и обслуживания многоквартирного дома с объектами торгово-развлекательной и рыночной инфраструктуры (нежилое использование);
- в 4 раза — с 3 до 12% — для строительства и обслуживания других зданий общественной застройки.
Киевсовет не предоставил обоснование эффективности этого решения. Такие расчеты должны показать, с одной стороны, цифру, на сколько повышение арендной ставки пополнит бюджет столицы, — хотя бы ожидаемые показатели.
По мнению эксперта, киевляне вправе узнать, на сколько в связи с этим решением увеличится стоимость квадрата по новым условиям строительства.
«Кроме того, в столице есть более 800 ОСМД жилых комплексов, которые не оформили земельный участок в собственность, как это предусмотрено законом. Все эти совладельцы обязаны будут платить не менее 10% дополнительно арендной платы за участок от ее нормативной оценки. Или новые собственники квартир вынуждены будут запустить процедуру переоформления участка на себя. Впрочем, эта процедура требует времени и большого количества документов, например экспертизу геодезического зонирования», — пояснил Демин.
Институт законодательных идей рекомендует либо отказаться от принятия решения с коррупциогенными факторами, либо установить, что оно вступает в силу с 1 января 2023 года.
«Наши рекомендации состоят в том, чтобы, во-первых, провести консультации с общественностью — выслушать мнение киевлян о необходимости такого решения. И уже после консультаций либо принимать решение с введением его в действие с 1 января 2023 года, либо снять с рассмотрения, если не увидим реальную обоснованность введения новых арендных ставок», — пояснил эксперт.
Как указано в заключении института, в случае принятия проекта в таком виде с нарушением процедуры это может стать опасной практикой в будущем: поскольку создается прецедент для застройщиков, то в дальнейшем такой сценарий могут применить для широких слоев населения.