Преимущество в человеческой силе и огромные деньги на пропаганду не гарантируют победу, если проиграть информационную войну, и здесь россия демонстрирует больше провалов, чем успехов.
Об этом пишет в колонке для SPEKA профессор политического маркетинга Пол Бейнс, заместитель декана Школы бизнеса Университета Лестера в Великобритании и соредактор The SAGE Handbook of Propaganda (2019).

Фото: cranfield.ac.uk
Как Вьетнам победил США и будет ли так же с россией

Фото: uk.lifehackk.com
В качестве примера победы за счет инфофронта профессор приводит успех вьетнамского генерала Вы Нгуен Джапа против США.
В 1970-х годах, когда уровень потерь среди американских солдат стал неприемлемым для общества и в США начались массовые протесты, американцы были вынуждены уйти из Вьетнама из-за массовых протестов.
Анализируя вопрос, может ли в россии повториться та же история, Бейнс предполагает такую вероятность, ведь такой пример уже был: у Москвы уже был собственный Вьетнам, когда она вышла из Афганистана после 11 лет войны.
Кремль был вынужден признать, что потерял более 13 тыс. солдат, и это за 11 лет, в то время как Украина сообщает о более 30 тыс. убитых кафиров за 100 дней войны. Минобороны Великобритании посчитало, что россия потеряла треть участвовавшего во вторжении личного состава. То есть потери более чем вдвое превышают 11 лет войны в Афганистане.
Нелепость пропаганды кремля

Фото: myrotvorets.center
Сейчас Москва, которая не смогла взять Киев и другие крупные города на севере и в центре Украины, пытается окопаться на Донбассе и создать коридор в аннексированный Крым и непризнанное Приднестровье.
Об этом в интервью пропагандитскому агентству кремля ТАСС откровенно рассказал генерал-майор Рустам Миннекаев. Российские информационные операции сейчас направлены на разжигание протестов в Украине.
Также раздаются призывы к украинцам голосовать за «независимость» оккупированных территорий, то есть фактически формализацию перехода под контроль кремля путем незаконных референдумов. То же мы уже видели в Крыму в 2014 году.
Бейнс далее пишет, что его удивляет такая «неуклюжесть россиян» в этой полномасштабной войне, ведь незаконная аннексия Крыма сработала у них гораздо удачней. Кремль использовал тему «зеленых человечков» и технику без опознавательных знаков. Референдум же подавался как инициатива снизу.
По мнению профессора, тогда стратегия рф захватила Украину и Запад врасплох, и на адекватный ответ не хватило времени и ресурсов.
Провал хода об «обучении на границе»

Фото: portal.lviv.ua
Что касается внутренней пропаганды, сейчас россия активно использует цензуру и репрессии для подавления протестов в своей стране и упорно называет полномасштабное вторжение и захватническую войну с признаками геноцида «специальной военной операцией».
И, хотя нарратив о «денатификации украинцев» призван успокоить россиян и настроить на поддержку действий власти, некоторые все же протестуют.
Кремль пытался скрыть намерение вторжения и захват украинских территорий «учебами» на границах с Беларусью и россии, но и этот ход провалился из-за успешной работы западных разведок.
Как Украина побеждает в информвойне

Фото: nzl.theukrainians.org
В противоположность российской, информационная стратегия Киева оказалась эффективной.
Среди успешных кейсов профессор называет:
- своевременно принятые меры по ограничению информации для россиян относительно мест падения ракет, а также дислокации и передвижения украинских войск;
- ответственность для нарушителей правил информационной безопасности в военное время;
- создание киберармии, которая способна как на наступательные, так и защитные операции, по инициативе главы Минцифры Михаила Федорова.

Фото: facebook.com/mykhailofedorov.com.ua
Но ключевым элементом информационной войны стали дипломатические усилия Киева, включая давление на Запад для получения:
- оружия;
- данных разведки;
- финансовой поддержки;
- дипломатической поддержки;
- помощи беженцам.
И такая стратегия сработала: страны НАТО, даже Германия, оказывают Украине помощь. Бейнс напоминает, что Берлин сначала отказался присылать Киеву свое оружие или оружие, произведенное в Германии, но затем кардинально изменил свою позицию.
#БрендЗе: футболка хаки против «золотой» куртки Путина

По мнению профессора Бейнса, президент Владимир Зеленский фактически создал бренд из себя, отчасти поспособствовав внешнеполитическим успехам Украины.
«Как бывший актер, умеющий правильно преподносить себя, он всячески подчеркивает, что противостояние Украины и россии – это бой Давида и Голиафа», – пишет автор материала.
Он напомнил, что Зе стал «глобальным коммуникатором года» по оценке британского PR Week.
Большую роль здесь сыграл образ президента воюющей Украины: Зеленский носит обычную одежду цвета хаки (его кофты и футболки уже вошли в моду на Западе), а обращение к гражданам записывает прямо на мобильный.
На контрасте с этим Путин символизирует старый «нафталиновый» мир, выходя на стадион «Лужники» в Москве в куртке Loro Piana за 10 тыс. фунтов стерлингов (приблизительно $12,5 тыс.).

Фото: Getty Images
Образ Зе против образа Путина позволил ему максимизировать поддержку на Западе, особенно в Великобритании. Подобный эффект также получили Kalush Orchestra на Евровидении — их выступление и открытый призыв спасать «Азовсталь» получило огромную поддержку народных голосов, пишет Бейнс.
Стратегия Украины: оружие, изоляция и россияне

Фото: Wikipedia
Когда Зеленский обращался к парламентам стран НАТО и ЕС, требуя оружия и финансовой поддержки, ему стоя аплодировали за героизм и смелость украинского народа.

Фото: Getty Images
Наконец, к призывам Киева ввести нефтяное и газовое эмбарго на импорт из россии прислушался даже Евросоюз, несмотря на большую зависимость от кремлевских энергоносителей.
Как следствие ожесточенной борьбы украинского народа и военных и успехов на инфофронте темп войны изменился, ведь цели кремля от свержения власти в Киеве уменьшились до попыток отгрызть часть Юга и Востока, хотя и часть большую.
Бейнс отмечает, что Украина также гибко корректирует свою коммуникационную стратегию, пытаясь сохранить интерес союзников к поставке оружия и прилагая новые дипломатические усилия для изоляции россии в международной торговле и политике.
Кроме того, часть усилий Киева идет на то, чтобы убедить россиян не поддерживать войну, которая уносит все больше жизней и бьет по стабильности в их стране.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора