Братья Суркисы. Фото: УНИАН
Совет Национального банка под руководством Богдана Данилишина 27 октября рассмотрел обращение компаний Camerin investments, Sunnex investments, Tamplemon investments, Berlini commercial, Lumil investments, Sofinam investments, которые связаны с семьей братьев Игоря и Григория Суркисов, касательно нарушения их прав.
Эти компании пытались оспорить процедуру bail-in и до сих пор пытаются взыскать с государственного Приватбанка $350 млн.
Об этом пишет «НВ Бизнес» со ссылкой на три источника в регуляторе.
Один из собеседников издания утверждает, что на одном из заседаний Совета Нацбанка начали зачитывать разные обращения, среди которых были эти компании и профсоюз «известного банка». Компании хотели, чтобы совет рассмотрел вопрос нарушения их прав и перечислили их, однако о каких именно нарушениях идет речь, по словам источника, вряд ли кто-то понял.
«Было очевидно, что это типичная схема в стиле Барышевского суда. Суть одна — легализовать обращение в соответствующие органы. Причина, думаю, понятна», — утверждает он.
Также источник говорит, что документы не рассылались, а председатель совета озвучил информацию с голоса.
«Это выглядело примерно так: к нам поступили обращения, они не по адресу, потому что это не наша компетенция, не возражаете, если их перенаправить в компетентные органы, пусть они разбираются. Вот так это было. И еще. Это не первый раз. Такие вещи случались с 2016 года. Просто этот случай стал резонансным», — отметил он.
Более того, 27 октября Данилишин на своей странице в Facebook сам сообщил об этом, заявив, что Совет НБУ обратился к правоохранительным органам касательно заявлений ряда инвестиционных компаний к совету об установлении причин и обстоятельств нарушения прав и интересов этих компаний, а также инициирования привлечения к ответственности должностных и служебных лиц, виноватых в совершении таких нарушений.
Этот пост был отредактирован несколько раз и удален, как и соответствующая новость на сайте регулятора.
Контекст. В феврале 2020 года судья Печерского райсуда Вячеслав Пидпалый обязал Приватбанк компенсировать шести офшорным компаниям Суркисов деньги, которые в 2012-2014 годах они разместили на счетах кипрского филиала банка, а также проценты, которые должны были начисляться по условиям депозитных договоров.
В начале марта госисполнитель подал апелляцию на решение судьи Пидпалого, но не скоординировал свои действия с юридическими советниками Приватбанка. В этом же месяце Большая палата Верховного суда рассматривала иск семьи Суркисов, которые пытаются опровергнуть свою связь с экс-владельцами Приватбанка. Кроме того, Суркисы хотят добиться признания недействительной конвертации свыше 1 млрд грн своих средств в акции Приватбанка (bail-in), которые государство впоследствии выкупило за 1 грн.
Позже Киевский апелляционный суд на своем заседании 10 июня отклонил апелляцию Кабинета министров на решение Печерского районного суда от 2017 года. Речь идет об обязательстве Приватбанка выполнять условия депозитных договоров на сумму почти $260 млн, которые офшорные компании братьев Суркисов заключали с кипрским филиалом финучреждения.
В июне стало известно о том, что Киевская прокуратура вызвала на допрос членов правления Приватбанка. Причиной вручения повесток стал отказ банка исполнить решение суда о выплате офшорным компаниям братьев Суркисов более $250 млн.
Приватбанк 6 августа получил повестку о вызове на заседание Печерского районного суда в Киеве по иску офшорных компаний братьев Суркисов. Сначала речь шла о выплате Суркисам $250 млн, но позже аффилированные с Суркисами компании увеличили исковые требования на $100 млн.
Печерский райсуд Киева 2 сентября удовлетворил иск офшорных компаний братьев Суркисов к государственному Приватбанку о порядке выполнения решения суда от 2017 года об обязательстве банка обслуживать их депозиты, задолженность по которым истцы оценивают в $350 млн. В Приватбанке заявили, что обжалуют это решение.
Через неделю после этого Верховный суд удовлетворил ходатайство Приватбанка о том, чтобы перестать исполнять постановление Печерского районного суда Киева от февраля 2017 года об обслуживании депозитов компаний братьев Суркисов.