Правительство Испании запустило экспериментальный проект по введению четырехдневной рабочей недели, который будет длиться на протяжении трех лет.
Эта мера является результатом соглашения между первым вице-президентом правительства, возглавляемого Кармен Кальво (Испанская социалистическая рабочая партия), и Иньиго Эррехоном из Mas Pais («Больше страны»). Сокращение рабочей недели до 32 часов было одним из главных пунктов предвыборной программы Эррехона, пишет El Confidencial.
В предвыборной программе Mas Pais говорилось, что данная мера имеет социальные и экологические преимущества: «Справедливое и равное распределение оплачиваемой рабочей нагрузки; улучшение внутрисемейного климата путем справедливого распределения неоплачиваемой работы (в основном уход и домашнее содержание) между мужчинами и женщинами, сокращение поездок на работу и больше времени для занятий низкоуглеродными видами деятельности: спортом, культурой и т. д. Также это будет способствовать процветанию экономики благодаря улучшению здоровья трудящихся».
Данная инициатива призвана увеличить производительность труда, но без падения доходов бизнеса. Правительство обязуется поддерживать компании-участницы пилотного проекта, которые сократят рабочую неделю до 32 часов, на что выделяется 50 млн евро. Компании в свою очередь обязуются не уменьшать заработную плату работников.
Эррехон выразил надежду, что пилотный проект покажет компаниям преимущества 4-дневной рабочей недели. В дальнейшем это должно мотивировать их самостоятельно переходить в такой режим без поддержки государства.
Контекст. Возможность сокращения рабочей недели в последние годы изучается во многих государствах мира. Эксперименты показывают, что производительность труда только растет. К примеру, в Microsoft Japan после введения четырехдневной рабочей недели производительность работников выросла на 40%. Кроме того, затраты компании на электроэнергию сократились на 23%, а на печать документов — на 59%.
Эксперимент с 4-дневной рабочей неделей также проводили в компании Perpetual Guardian в Новой Зеландии. Работники отметили, что стали меньше нервничать, производительность труда выросла, а затраты компании на электроэнергию сократились. Впоследствии компания решила полноценно запустить сокращенную рабочую неделю.