Facebook Pixel

Вернемся ли мы в офисы в 2021 году?

Андрей Рыжиков
СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution

Ковид поставил рынок офисов в интересное положение: весной три месяца мы просидели на жестком карантине, по сути, это был локдаун. Большая часть офисов фактически не функционировала – физически туда, конечно, можно было попасть, но, поскольку не работал общественный транспорт, сделать это было крайне сложно. Эта ситуация не была признана форс-мажором, поэтому арендодатели жестко пытались получать свою арендную плату.

Государство сделало смягчение в виде отмены арендной платы за землю, что давало возможность арендодателю сделать скидку арендатору в размере около 7%. Но, во-первых, это делали не все, во-вторых, прогрессивные арендодатели без этого шли навстречу арендаторам и давали скидки от 20 до 70% в зависимости от договорных условий. Некоторые же держали стоимость аренды жестко на 100% – бизнес нес убытки, и это все провоцировало расторжение договоров и переезды.

Основной тенденцией сразу после выхода из локдауна стала оптимизация затрат – компании сокращали персонал или частично переводили его на удаленную работу, в связи с чем старались договориться с арендодателями об уменьшении арендных платежей, уменьшении площади или смене локации.

Весной все были уверены, что история с ковидом быстро закончится, но этого не случилось, и на конец года мы имели проседание рынка по арендным ставкам в среднем 10-15%. Вакантность, по разным оценкам, выросла до 12-14% с 5-6%, которые были до карантина.

В Новый год мы вошли с нежестким локдауном и непредсказуемым развитием событий в феврале-марте, соответственно, бизнес запасается финансовым ресурсом, чтобы в эти месяцы иметь возможность оплачивать основные затраты.

Те же бизнесы, у которых физически заканчивались достаточно жесткие неразрывные договоры в декабре, с нового года начали искать себе более комфортные условия, поэтому активность на рынке аренды офисов с ремонтом продолжится – летом и осенью небольшие офисы с ремонтом уходили, как горячие пирожки.

Прогноз на 2021 год делать сложно. В любом случае бизнесу нужно работать. Карантин показал, что стопроцентная онлайн-работа у большинства не получается, оффлайн все равно нужен. Поэтому мы переориентируемся на гибкие офисы, куда сотрудники будут приходить на встречи и для коммуникации.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора