Facebook Pixel

Административная ответственность бизнеса за нарушение «карантинных» норм. Советы адвоката

Золотарева Мария
руководитель практики налогового и таможенного права, адвокат, к. ю. н. АО «Вдовичен и партнеры»

Коронавирус, пандемия, карантин – эти термины за последние несколько недель стали частью нашей обыденности, которая перевернулась «с ног на голову». Как бизнесу справляться с наказаниями за нарушение карантина?


Но, как говорится, жизнь продолжается – для государства, бизнеса и для нас с вами. Только в новой реальности, где все вынуждены подстраиваться под угрозы и риски, связанные с COVID-19.

Бизнес при этом меняет формы, способы, форматы и алгоритмы своей деятельности, и в этих трудностях находятся новые возможности. Наряду с этим принимаются законодательные акты в поддержку плательщиков налогов, льготирования отдельной деятельности, что сопровождается усилением государством своей «карательной» роли, чтобы обеспечить соблюдение «карантинных» норм.

Так, за последнее время существенно повышены размеры административных штрафов за нарушение правил карантина людей. Для граждан – это штраф от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн, для должностных лиц – от 34 тыс. грн до 170 тыс. грн. Скажем прямо, их размеры «впечатляют» как рядового гражданина, так и большую часть представителей отечественного бизнеса.

Но необходимо помнить, что догмой должно являться то, что привлечь к юридической ответственности возможно лишь на законных основаниях и с соблюдением установленного порядка. К сожалению, в этом контексте существующая действительность в нашем государстве далека от «идеала».

Полностью поддерживая необходимость соблюдения карантина, тем не менее считаю целесообразным определить акценты, которые помогут защитить бизнес от неправомерного применения административной ответственности за «нарушение» карантинных норм.

1). Только фактическое нарушение установленных обязательных норм и правил может быть основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 443 КОАП.

В соответствии с этой нормой КОАП, основанием для применения административного штрафа являются нарушения правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-протиэпидемических правил и норм, предусмотренных законом Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний», другими актами законодательства, а также решениями органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. Как видим, статья лишь описывает в общем нарушения, при этом их не конкретизируя.

Акцентирую внимание, что суть и содержание нарушения – это конкретное предписание или требование, установленное действующим законодательством, в том числе решениями органов местного самоуправления, которые не выполнил либо нарушил субъект хозяйствования.

При этом рекомендации государственных и местных органов, направленные на борьбу с пандемией коронавируса, для бизнеса не являются (!) обязательным. Как следствие, нарушение этих рекомендаций не является основанием применять административные штрафы.

Совет в данном случае достаточно прост. Проводите обязательный мониторинг действующих и новых норм и правил в этой сфере, в том числе отслеживайте принятие решений органами местного управления.

2). Существует специальное производство для привлечения к административной ответственности за нарушение «карантинных норм» по ст. 443 КОАП. Может показаться неожиданным, но протокол об административном нарушении может быть использован для защиты интересов предполагаемого нарушителя.

Процесс привлечения к административной ответственности за нарушение «карантинных норм» – это не «аналог» проверки контролирующим органом или посещения инспектора труда. Существует специальный, урегулированный КОАП порядок производства в делах об административных правонарушениях. В нем (условно) можно выделить несколько этапов:

1) составление протокола в деле об административном правонарушении;

2) рассмотрения дела об административном нарушении судом;

3) обжалование постановления в деле об административном правонарушении (необязателен);

4) исполнение решения о наложении штрафа (необязателен).

В данном случае документом, с которого начинается производство, является протокол об административном правонарушении. Согласно требованиям КОАП, протоколы по ст. 443 могут составлять уполномоченные должностные лица Национальной полиции, органов охраны здоровья, органов государственной санитарно-эпидемиологической службы (данная служба была ликвидирована в 2017 году), сельских, поселковых и городских советов.

По данным Национальной полиции Украины по состоянию на 31.03.2020 года, полицией было составлено 3 152 протокола по ст. 443 КОАП.

В свою очередь, дела об административных правонарушениях по этой статье рассматривают суды по месту совершения административного правонарушения.

Практика рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности по ст. 443 КОАП показывает, что именно неправильное оформление протокола об административном правонарушении являлось основанием закрыть производство в деле без привлечения к ответственности либо направить материалы дела на дооформление.

Наиболее часто встречающиеся ошибки: отсутствие в протоколе данных о должностном лице-правонарушителе, сути нарушения, конкретизации неправомерных действий, ссылок на необходимые нормативно-правовые акты.

Совет: используйте ошибки в протоколе в свою пользу! Обратите внимание на соответствие протокола действующему законодательству. При наличии возражений необходимо фиксировать их в протоколе или предоставить письменные пояснения к материалам дела об административном правонарушении, о чем сделать в протоколе соответствующую отметку.

3). Производство в делах об административном правонарушении по ст. 443 КОАП – это, прежде всего, состязательный процесс, в котором стороны наделены правом представлять дополнительные доказательства в подтверждение своей позиции.

Составление протокола – это не «приговор» и не штраф. Это только начало производства в деле об административном правонарушении, где наиболее вероятными результатами могут быть отказ в привлечении к ответственности или применение штрафа.

Если речь идет о бизнесе, то только должностное лицо может быть привлечено к ответственности по ст. 443 КОАП. В данном случае это не юридическое лицо как таковое и не «рядовой» наемный работник, например, продавец. Должностное лицо – это лицо, имеющее соответствующие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

Им может быть, к примеру, руководитель юридического лица или структурного подразделения. Именно должностное лицо в вправе доказывать в суде неправомерность привлечения к административной ответственности.

Нормами КОАП предусмотрен широкий перечень дополнительных доказательств, которые могут быть использованы в суде: письменные доказательства, пояснения предполагаемого нарушителя, показания свидетелей и др. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении интересы должностного лица может представлять адвокат или иной специалист в области права.

Приведу в связи с этим конкретный, успешный с точки зрения бизнеса пример из судебной практики. Постановлением Ковпаковского районного суда г. Сумы в деле № 592/3990/20 от 25.03.2020 года было закрыто производство в деле об административном правонарушении по ст. 443 КОАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В этом деле в соответствии с составленным протоколом было установлено, что магазин, принадлежащий ФЛП, не остановил работу в связи с карантином, а продолжал обслуживать посетителей. В суде ФЛП пояснил, что владеет тремя магазинами, два из которых закрыты, а третий выполняет адресную доставку товаров личной гигиены.

Во время составления протокола магазин был закрыт, а на входе стоял стол, через который выдавался товар. В торговой точке находился один работник, который с соблюдением всех санитарных норм выдавал товар, заказанный покупателями накануне по телефону. Посетители в торговый зал не допускались, покупателей внутри магазина не было.

Защитник в суде настаивал на том, что в действиях ФЛП отсутствовал состав административного нарушения и никаких доказательств его вины не предоставлено. Более того, он указывал на то, что на торговлю средствами гигиены ограничения не распространяются.

Как результат, принимая дополнительные доказательства при рассмотрении дела, судом не был установлен факт совершения ФЛП административного нарушения.


Совет. Если в отношении Вас составили протокол об административном правонарушении по ст. 443 КОАП и Вы с этим не согласны, используйте весь «арсенал» юридических средств, предусмотренных законом, с целью доказать свою правоту. Как говорится, «дорогу осилит идущий».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора