Facebook Pixel

Каких изменений требует регулирование экономической конкуренции?

Сергей Шкляр
Соучредитель, партнер практики антимонопольного и конкурентного права Arzinger

Наш Антимонопольный комитет в сравнении с конкурентными ведомствами западных стран – еще очень молодой орган. Он был создан в 1993 году, тогда как, например, Федеральная торговая палата США, которая является одним из двух конкурентных органов в Соединенных Штатах, существует с 1914 года.

Поэтому статус Антимонопольного комитета и его полномочия еще претерпят немало изменений.

Так, в начале декабря 2019-го АМКУ сообщил о сокращении территориальных отделений с 24 до 6.

С целью реформирования ведомства в начале 2020 года в парламенте было зарегистрировано 3 законопроекта по совершенствованию конкурентного законодательства, которые в случае их принятия непременно окажут влияние на работу АМКУ.

На какие нововведения стоит обратить внимание адвокатам и in-house юристам компаний?

Среди наиболее значимых изменений следующие:

- совершенствование процедуры leniency, по которой компаниям-участникам картеля, которые сами сообщили о своем участии в сговоре и передали доказательства его существования, предоставляется полный иммунитет от штрафов. Другим картелистам, которые способствовали расследованию, гарантируется существенное уменьшение размера штрафов;

- введение settlement, то есть мирового соглашения с конкурентным органом. Эта система давно и успешно работает в Европе. В 2010 году около половины решений Еврокомиссии по картелям было принято с применением процедуры settlement. В случае принятия законопроекта и у нас, компания, которая признает нарушение, получит за это значительно меньшую сумму штрафа;

- исключается пеня за неуплату штрафа. Сегодня штрафы конкурентного органа и так являются крупнейшими в Украине. Если их взимать в двойном размере с учетом пени, это может привести к банкротству некоторых предприятий;

- предоставление АМКУ возможности самостоятельно, без обращения в суд, осуществить принудительное взыскание штрафа. Если штраф не будет уплачен в установленный законом срок, АМКУ сможет самостоятельно выдать исполнительный документ и обратиться с ним в исполнительную службу.

Это важное и правильное нововведение, и я уверен, что скорость выполнения решения АМКУ и угроза взыскания исполнительного сбора в размере 10% в случае открытия исполнительного производства будет хорошо стимулировать нарушителей к своевременной уплате штрафа;

- создание нового органа – Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Он будет рассматривать жалобы, касающиеся процедур закупок, вместо действующих Административных коллегий.

Жалобы относительно закупок будут заслушивать специальные уполномоченные АМКУ.

Сегодня эти вопросы в составе двух коллегий рассматривает глава Комитета и обычные государственные уполномоченные, которые к тому же еще и должны координировать процесс расследований по антимонопольным делам. Это перегружает уполномоченных по вопросам конкуренции многочисленными тендерными жалобами, существенно снижает эффективность процедур обжалования и препятствует качественному расследованию антимонопольных дел;

- легализация «черного списка» АМКУ относительно лиц, совершивших сговор на торгах.

Пока порядок ведения реестра таких лиц, порядок включения и исключения из него нормативно не урегулирован. Это может привести к нарушению прав включенных в него лиц.

QuoteТекущая попытка реформировать ведомство и конкурентное законодательство — это шаг вперед.

Например, в ситуации, когда нарушитель обжаловал решение АМКУ о сговоре на торгах в суде и обращается в АМКУ об исключении его из соответствующего перечня. Не трудно догадаться, что в случае, если Комитет не выполнит это требование, принудить его сделать это через суд будет сложно: обязательство относительно исключения из реестра не установлено законодательством, а сам реестр, хотя на него и ориентируются заказчики торгов, не имеет никакого правового статуса.

Несмотря на определенные недостатки законопроектов, я уверен, что текущая попытка реформировать ведомство и конкурентное законодательство — это шаг вперед.

А идеи, предложения, замечания помогут достичь целей, задекларированных в указанных выше законопроектах.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора