По словам Сергея Куюна, директора «Консалтинговой группы А-95», ежемесячно в Украине реализуют почти 180 — 200 тыс. тонн разных бензинов. Операторы наладили импорт большей части горючего из стран ЕС и Турции.
В то же время рынок бензинов на 25 — 30% наполняется продукцией десяти украинских мини-НПЗ, пользующихся удачной для себя конъюнктурой и разрешением правительства производить и продавать топливо стандарта Евро-3.
Сырьем, которое мини-НПЗ имеют возможность покупать сегодня практически за бесценок, является сопутствующий продукт добычи природного газа — газовый конденсат. Его предложение особенно увеличилось после остановки Шебелинского завода. Эксперт даже припомнил случаи, когда владельцы конденсата просили просто забрать его, потому что не имели места для хранения.
Впрочем, как говорит Сергей Куюн, не нужно упрощать.
«Это фактически готовый нефтепродукт. Украинский конденсат очень легкий, 60 — 70% отбора – это бензин. И это пригодилось этой весной. Можно, конечно, говорить о том, что такие заводы не платят налоги, качество их продукции несоответствующее, но немалый вклад в наполнение рынка они внесли и вносят до сих пор».
Другой вопрос – качество конечного продукта. Не имея полноценной производственной цепи и доступа к импортным добавкам к топливу, мини-НПЗ вынуждены использовать обычный биоэтанол для повышения октанового числа. Некоторые фабрики смешивают продукт с бензином А-95 с больших предприятий.
Иногда, говорит Сергей Куюн, им удается выйти на неплохое качество, но в целом выше Евро-3 подняться не могут. Если подержанные автомобили были безразличны к подобным коктейлям, то новые авто такое горючее переносят плохо.
Немедленного непоправимого ущерба оно не нанесет, но регулярное использование может принести автовладельцу проблемы.
«Мой товарищ, работающий на одной из фирменных СТО в Киеве, говорит, что 90% жалоб приходится именно на проблемы с топливной системой. Приборная доска светится, как новогодняя елка, вылезают все ошибки», — рассказал он.
Впрочем, совет достаточно прост: ориентироваться на имидж сети АЗС и цену горючего. Обычно игроки рынка «с именем» некачественным бензином не торгуют и проверяют поставщиков. В других случаях красным сигналом может быть низкая цена: по дешевке качественное горючее в Украине сегодня не продают.