С 2022 года в каждый литр бензина будут добавлять биоэтанол. Такую инициативу поддержали парламентарии, приняв законопроект № 3356-Д в первом чтении. Чем чревата данная инициатива и как она повлияет на стоимость бензина в Украине?
В чем суть закона про биотопливо
Документ предусматривает введение обязательной 5% нормы содержания биокомпонентов в автомобильных бензинах с 1 мая 2022 года. Инициатива не распространяется на бензины с октановым числом 98 и выше, а также на топливо, поставляемое для нужд Министерства обороны, Государственного резерва и для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.
По мнению авторов законопроекта, принятие закона будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению загруженности спиртовых заводов и смежных сфер, а также улучшению экологической ситуации за счет уменьшения объемов выбросов в атмосферу вредных веществ, образующихся при сгорании топлива.
Несоблюдение норм закона повлечет за собой следующие санкции. За отклонение норм содержания биотоплива в бензинах за каждую тонну отпущенной партии бензинов предусмотрен штраф в 7 прожиточных минимумов, а нарушение сроков предоставления информации о содержании биотоплива может грозить штрафом в 100 прожиточных минимумов, свыше семи дней – 150 прожиточных минимумов.
Согласно документу, ведение учета и контроля содержания биокомпонентов в бензинах возлагается на Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины.
Что думают украинские производители топлива
Участники рынка негативно отнеслись к предложенной инициативе. Так, крупнейший украинский производитель нефтепродуктов «Укртатнафта» заявлял, что принятие законопроекта отрицательно отразится на нефтеперерабатывающей отрасли.
По мнению специалистов компании, замещение традиционных бензинов биотопливом в условиях сокращения общей емкости рынка бензинов приведет к технической невозможности имплементации требований закона в условиях работы классического нефтеперерабатывающего завода.
С критикой также выступила и Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ). Согласно их заявлению, добавление биоэтанола в нефтепродукты повлечет за собой увеличение цены, поскольку спирт сейчас дороже бензина.
По мнению коммерческого директора «Укргаздобычи» Сергея Федоренко, предложенная инициатива — достаточно спорная.
«Добавление биоэтанола давно применяется в ЕС и в мире с разной эффективностью. В той же Бразилии, где постоянный теплый климат и нет температурных перепадов, – это достаточно успешный проект. В ЕС, где его целью было замена нефтепродуктов и поддержка сельского хозяйства, по итогу 15 лет мы видим удорожание продукта. Нам же лучше всего стоит изучить этот законопроект на предмет лоббирования интересов новых владельцев спиртовых заводов, которые стали ими после недавней приватизации».
Сергей Федоренко
директор по коммерческим вопросам компании «Укргаздобыча»
Немаловажным вопросом является контроль качества, считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
«Сегодня в Украине никто не контролирует качество топлива. Госорган есть (Госэкоинспекция), но он ничего не делает, так как у него нет денег, оборудования и сотрудников. Кто будет контролировать качество этого спиртосодержащего бензина? У нас 50% импортного топлива. Как они будут его производить?»
Сергей Куюн
директор в «Консалтинговой группе А-95»
В дополнение к этому, возможны жалобы потребителей на неэффективность расхода топлива и на расслаивание его у себя в баке.
«Если человек оставит машину со спиртовым бензином в баке, через месяц без дорогостоящих стабилизирующих присадок в этом баке будет слой спирта, воды и топлива».
Сергей Федоренко
директор по коммерческим вопросам компании «Укргаздобыча»
По словам эксперта, в какой-то момент в топливную систему попадет слой воды и водитель будет вынужден заплатить за дорогостоящий ремонт двигателя.