Упрощенные закупки для борьбы с коронавирусом: радоваться или беспокоиться?

Виктория Подворчанська
Советник юридической фирмы «Астерс»

17 марта Верховная Рада Украины приняла закон, который уже стал широко известен как «закон о коронавирусе». Он упрощает закупки товаров, работ и услуг, необходимых для борьбы с коронавирусной инфекцией.


Такие закупки выводятся из-под действия украинского законодательства о публичных закупках, то есть они не будут проходить через ProZorro и подпадать под процедуру обжалования в Антимонопольном комитете Украины.

Время на вес золота

Как показывает опыт, любые исключения в законодательстве, позволяющие неконкурентные и непрозрачные закупки государством, имеют тенденцию становиться «черной дырой», в которой, если хорошо поискать, можно найти злоупотребления и коррупцию. Тем не менее, похоже, мы оказались в ситуации, когда вариантов особо не осталось.

Закупку с открытыми торгами не удастся осуществить менее чем за месяц.

Все понимают серьезность вызова от SARS-CoV-2 и скорость, с которой он распространяется в мире. Времени на размышления вирус не дает. То есть не совсем так: никто точно не знает, сколько времени он нам дает, но сейчас в мире «все побежали, и я побежал», только бы не итальянский сценарий. Поэтому средства защиты для врачей, тесты, аппараты искусственной вентиляции легких и другое оборудование нам нужны еще на вчера. А обычные процедуры закупки требуют времени.

Закон о публичных закупках устанавливает определенные периоды ожидания в течение тендера, чтобы участники имели возможность подготовить свои предложения, обжаловать дискриминационные требования или другие неправомерные решения заказчика. Соответственно любая закупка по закону имеет свои минимальные сроки. Осуществить закупку с открытыми торгами менее чем за месяц не удастся.

Даже самая быстрая переговорная процедура занимает минимум неделю от достижения договоренности с поставщиком до заключения договора, не учитывая сроки поставки. Если на каком-то этапе подается жалоба в Антимонопольный комитет (что в медицинских закупках происходит очень часто), процедура закупки приостанавливается на время ее рассмотрения.

Может ли сейчас государство позволить себе такие сроки для приобретения всего необходимого в связи с эпидемией COVID-19? На этом этапе уже нет. Почему закупки не были начаты раньше? Вопрос риторический. Обратим внимание еще и на то, что во всем мире индивидуальные средства защиты и аппараты искусственной вентиляции легких превратились в дефицит, в условиях которого покупатели бегают за поставщиками, а не наоборот.

Поэтому решение вывести закупки для противодействия коронавирусу из-под действия законодательства о публичных закупках является понятным, хотя ничего хорошего в такой практике нет.

Льготный режим

Кроме освобождения от проведения торгов через ProZorro, новый закон предусматривает для «противокоронавирусных» закупок следующие льготные условия:

  • возможность 100% предоплаты за бюджетные средства;
  • освобождение лекарств, медицинских изделий и медицинского оборудования от ввозной пошлины и НДС. Интересно, что такое освобождение применяется только в случае импорта. То есть, например, при закупке медицинских масок в Украине у местного производителя НДС будет оставаться, как и при поставке импортного оборудования местным дистрибьютором в Украине;
  • приоритетная растаможка.

Что именно будет закупать государство на этих условиях и подробный порядок закупок должно определить правительство.

Кабинету министров была поставлена задача обеспечить контроль за ценами на лекарства и медицинские изделия.

Хорошие новости

Хотя сами закупки и не будут проводиться через ProZorro, новый закон предусматривает для них несколько предохранителей:

  • информация о таких закупках все же будет размещаться в ProZorro, включая договор о закупке и отчет о его выполнении. Таким образом, цены и другие условия закупок можно будет мониторить, в том числе и общественным организациям;
  • за нарушение требования о публикации будет налагаться административный штраф;
  • особые условия закупок будут действовать лишь в течение 3-х месяцев, то есть до 17 июня 2020 года.

Кроме того, новым законом Кабинету министров была поставлена задача обеспечить контроль за ценами на лекарства и медицинские изделия. Также ранее сообщалось о том, что поинтересоваться вопросом цен на медицинские маски было поручено Антимонопольному комитету.

В связи с этим можно ожидать, что ценообразование по закупкам для противодействия COVID-19 рано или поздно окажется в поле зрения контролирующих органов, поэтому поставщикам стоит подходить к нему взвешенно.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости

Названы «убийцы» ресторанов в Украине

Многие рестораны в Украине перестали работать, потому что арендодатели смотрели на ситуацию с карантином, не как партнеры, в связи с чем «убили» рестораны. Об этом заявила владелица кафе «Вино и люди» Виола Ким в рамках спецпроекта Five o'clock.

Гонтарева разочаровалась в министре финансов Марченко

Бывшая глава Нацбанка Валерия Гонтарева выразила недовольство правлением Министерства финансов. В частности речь идет об экс-министре финансов Игоре Уманском и нынешнем Сергее Марченко. Об этом она рассказала в интервью liga.net.

Путин остался без вышиванки от Зеленского

Президент Украины Владимир Зеленский не стал дарить украинскую вышиванку президенту России Владимиру Путину.