Facebook Pixel

Отстранение от работы из-за отказа вакцинироваться от COVID-19 в Украине. Есть ли для этого правовые основания?

Алеся Павлинская
советник практик трудового права и корпоративного права/M&A, Arzinger

В связи с внедрением «красных зон» в Украине вопрос отстранения от работы невакцинированных работников волнует как самих работников, так и работодателей. При этом, как правило, актуальны вопросы: 1) законности отстранения вообще; 2) оплаты периода отстранения. Для ответа на них необходимо, прежде всего, определиться с обязательностью вакцинации от COVID-19 в принципе.

Хотя вакцинация от COVID-19 длится уже много месяцев, до сих пор она еще не была включена в календарь обязательных прививок. Однако в октябре были сделаны первые шаги по обновлению законодательства. В частности, Министерство здравоохранения Украины 4 октября 2021 года утвердило Приказ №2153, который вступает в силу с 8 ноября 2021 года.

Настоящим документом предусматривается обязательная вакцинация от COVID-19 для некоторых категорий работников, а именно:

· центральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

· местных государственных администраций и их структурных подразделений;

· заведений высшего, последипломного, профессионального высшего, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в том числе специального, дошкольного, внешкольного образования; учреждений специализированного образования и научных учреждений независимо от их типа и формы собственности.

Как известно из заявлений представителей Минздрава и правительства, этот список впоследствии планируется расширить.

Единственным исключением относительно обязанности вакцинироваться для таких работников может быть только медицинское противопоказание. В случае его отсутствия и отказа вакцинироваться от COVID-19 сотрудники не могут быть допущены к работе в указанных органах, учреждениях и заведениях. И хотя сам Приказ №2153 четко не говорит об отстранении таких работников, соответствующее правило следует из статьи 46 Кодекса законов о труде Украины.

Настоящей статьей предусмотрено, что отстранение допускается «в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством».

Таким частным случаем является отсутствие вакцинации от COVID-19 в соответствии с частью второй статьи 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» и Приказом №2153, которые следует рассматривать в комплексе: Законом предусматривается правило об отстранении в случае отсутствия необходимых прививок, а Приказом №2153 конкретизируется перечень профессий, для которых вакцинация от COVID-19 обязательна.

Соответствующее правило также цитируется дополнительно еще и в пункте 41-6 «карантинного» Постановления Кабинета Министров Украины №1236 (в редакции Постановления КМУ №1096, которое вступит в силу 8 ноября). То есть следует обратить внимание, что указанное Постановление не устанавливает возможность отстранения работников само по себе, а просто еще раз напоминает об уже существующих правилах, систематизирует их.

Что касается оплаты периода такого отстранения, то и в этом вопросе постановление прямо не устанавливает определенное правило, а лишь цитирует существующие нормы. Среди прочего, подпункт 3 пункта 41-6 Постановления отсылает к статье 1 Закона Украины «Об оплате труда», предусматривающей, что «заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу».

Именно эта ссылка и дает основания считать, что указанное отстранение может происходить без оплаты, поскольку работа работником в период отстранения фактически не будет выполняться.

Совсем другие правила действуют в отношении других категорий работников, для которых эта прививка необязательна (не перечисленных в Приказе №2153). Для них отстранение от работы только на основании отсутствия вакцинации от COVID-19 незаконно вообще. Даже в условиях «красного уровня эпидемической опасности».

Согласно Постановлению КМУ №1236, заведение может работать исключительно при наличии у 100% персонала и посетителей соответствующих документов: отрицательного результата ПЦР- или экспресс-теста на COVID-19, проведенного не раньше, чем за 72 часа до посещения заведения, либо сертификата о полном курсе вакцинации или документа о выздоровлении от COVID-19. В случае их отсутствия работодатели могут (на выбор):

· временно перевести работника на дистанционную или надомную работу по приказу (в период карантина согласие работника не требуется);

· объявить простой (с оплатой в соответствии со ст. 113 КЗоТ);

· договориться с работником об оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске.

Итак, применение отстранения к невакцинированным работникам правомерно только в случае, если вакцинация от COVID-19 для таких лиц обязательна по законодательству (как в случае с работниками, указанными в Приказе Минздрава №1253), но эта мера не может применяться к другим работникам. И даже для этих категорий отсутствие оплаты периода отстранения довольно спорный вопрос, поэтому мы советуем подходить к нему с осторожностью.

Относительно всех других работников (которых большинство) отстранение (и тем более отстранение без оплаты) незаконно и может быть обжаловано в суде.

Также мы бы рекомендовали работодателям в указанных ситуациях дополнительно обращать внимание на вопросы недискриминации работников, прав человека и персональных данных (особенно данных закрытого характера).

Соавтор: Ксения Лотош, юрист практики трудового права АО «Арцингер»

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]