Facebook Pixel

Неопределенность рынка земли

Роман Рябенко
Старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Проголосованный в ночь на 31 марта текст закона о рынке земли еще не обнародован официально, с учетом всех поправок, но его уже критикуют. Это в определенной степени закономерно.


Ведь с уверенностью можно ожидать, что, учитывая большое количество ограничений, которые закон накладывает на владение сельскохозяйственной землей, реализация корпоративных прав и прав собственности на недвижимое имущество в Украине из-за юридических формальностей, вероятно, усложнится для всех, даже для не связанных с сельским хозяйством.

Закон в перспективе создает новые возможности для отрасли сельского хозяйства и финансового сектора, но также усложнит ведение бизнеса в целом. Хотя к этому можно подготовиться, и начинать следует уже сейчас.

Кто сможет распоряжаться землей и в какой степени?

Сроки снятия моратория на покупку сельскохозяйственной земли для юридических лиц отложены на 2024 год, но для граждан мораторий перестанет действовать уже в 2021 году. До 2024 года основные механизмы, благодаря которым граждане могут распоряжаться своей сельскохозяйственной землей, – это продать ее другому гражданину или передать в ипотеку.

Банки (с иностранным капиталом в частности) смогут приобретать ее лишь в порядке обращения взыскания и должны продать на торгах в течение 2 лет, а до 2024 г. — только гражданам.

У граждан появятся новые поводы прибегать к процедуре собственной неплатежеспособности в соответствии с Кодексом Украины о процедуре банкротства, которая предусматривает мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Ведь не только граждане смогут ограниченно распоряжаться своими сельскохозяйственными землями – их, как и другое имущество, могут подвергнуть процедуре отчуждения в счет погашения долга.

Однако в случае, если ситуация станет сложной, нельзя исключать принятие законов, которые будут ограничивать обращение взыскания на земельные участки, подобно мерам преодоления негативных последствий финансового кризиса, которые принимали в прошлом.

Предусмотрено ограничение на то, сколько сельскохозяйственных земель может приобрести один гражданин, непосредственно или через юридических лиц. Согласно предварительным данным, этот порог составит 100 га, а с 2024 года – 10 тыс. га.

Ограничения на приобретение земель сельскохозяйственного назначения общей площадью уже устанавливались в прошлом Земельным кодексом Украины. На практике они приводили к дроблению владения между лицами и использования номинального владения.

Могут ли иностранцы владеть сельскохозяйственной землей, должен решить всеукраинский референдум.

Как это будет работать?

Механизм, который призван ограничить иностранцев от опосредованного владения землей, а также от опосредованного накопления одним гражданином сверх установленных ограничений, урегулирован довольно обобщенно. Это будет порождать ряд вопросов в отношении его реализации.

Могут ли акционерные общества, акции которых находятся в свободном обращении, владеть сельскохозяйственной землей? Как эффективно отслеживать контроль? Будет ли возлагаться ответственность на физических лиц, которые опосредованно владеют сельскохозяйственной землей с нарушением ограничений?

Будет ли переходить право собственности на земельный участок под объектом недвижимости в случае его приобретения? Как структурировать владение сельскохозяйственными землями в холдинге?

Для корпоративных отношений и для работы государственных реестров вести учет тех юридических лиц, которые владеют сельскохозяйственной землей, придется специально, а всех других физических и юридических лиц – проверять.

Как подготовиться к изменениям?

Продолжение реформ неизбежно. Готовясь к ним, целесообразно проверить, воспользовались ли вы всеми возможностями существующего регулирования, пока оно не изменилось, пока компетентные органы не реформированы, а архивные документы не потеряны.

Стоит проверить:

1) надлежащее оформление земельных участков и прав на них;

2) наличие комплектов документов, подтверждающих формирование земельного участка и оформления прав на него;

3) правильность границ и других сведений в Государственном земельном кадастре;

4) отсутствие наложений с неархивированными и соседними земельными участками,

5) правильность сведений Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, а также оценить, не навредит ли новое регулирование выполнению заключенных договоров.


Авторы: Роман Рябенко, старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Александр Бородкин, партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора