Facebook Pixel

Как карантин диджитализировал бизнес в Украине.... Или нет

Андрей Рыжиков
СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution

Наверное, самым ярким событием диджитализации в Украине этого года стало появление бота, слившего в сеть огромную базу персональных данных украинцев.

Последнее моментально вызвало огромный скандал и лавину обвинений в сторону портала госуслуг Дія, который на самом деле вовсе не хранит данные, а консолидирует их из реестров.

Эта ситуация в который раз напомнила нам, что защищать нужно сами реестры и взаимодействия между ними. Поэтому диджитализация у нас, как обычно, происходит на фоне громких скандалов.

А как же повлиял карантин? Вот основные диджитальные технологии, которые массово освоил бизнес во время всеобщего локдауна.

Классические мессенджеры. Если раньше в мессенджерах преимущественно велись частные и локальные бизнес-переписки, теперь количество различных групп выросло в разы.

Компании, которые умели программировать, или имели штат айти-специалистов, довольно быстро написали ботов, которые позволили через мессенджеры автоматизировать многие процессы.

У некоторых компаний боты были до этого, но в период карантина они стали особенно востребованы.

Видеоконференции. Сервисы по конференциям выросли в разы – чуть ли не в десятки раз. Совещания, конференции, курсы и даже фестивали начали проходить онлайн.

Вся коммуникация перешла в онлайн – и, хотя в некоторых случаях это не позволяло заменить полноценное живое общение, в большинстве сервисы справились с нагрузкой по закрытию задач коммуникации между командами.

Сервисы таск-трекинга. Если раньше ими пользовались в основном айтишники, то на карантине таск-трекинговая система перешла и в другие бизнесы.

Это позволяет не терять задачи и исполнителей, когда все находятся в разных местах.

Системы видеонаблюдения. Это больше актуально для производственных предприятий: когда часть админ-персонал остается дома, а производственный персонал находится на месте, нужно понимать, что происходит.

И правильно защищенные сервисы по доступу к видеонаблюдению тоже стали востребованными.

Удаленные хранилища информации. До коронакризиса многие хвастались, что у них есть облачные сервисы, и что они пользуются облачными хранилищами, но на самом деле критически секретную информацию все равно хранили на локальном серверочке под столом.

Но, когда случился карантин, к этой информации был очень затрудненный доступ. Многие компании имели просадки в бизнес-деятельности, потому что часть критически важных данных была вне облака.

Почему мы еще не диджитальны

Украинцы и украинские компании на словах очень сильно стремятся к диджитализации. Но, к примеру, понятие персональной и корпоративной ЕЦП используется только единицами.

Да, все компании сдают налоговую отчетность с цифровыми подписями, но только крупные компании с тысячами клиентов пользуются цифровой подписью для отправки электронных документов.

Большинство привыкло, что документ должен быть бумажным.

Любовь к бумажным документам в карантин сыграла злую шутку со многими — нужно было ехать в офис, распечатывать документ, искать директора, ставить подпись, печать и отправлять курьером дальше.

Хотя сервисов, которые делают это в два щелчка, очень много, мы по старинке продолжаем портить бумагу.

Отдельная тема – это диджитализация органов власти. Дія – это отлично, но большая часть госорганов даже в Киеве на период карантина закрылись на замок, выставила физические ящички и сказала: пишите письма.


Очень много вещей на стыке между компаниями и государством пока еще не додиджитализированы. Поэтому, надеюсь, после карантина и компании, и сотрудники, и государство придумают, как исправить все выявленные гэпы.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора