Facebook Pixel

Высший пилотаж руководителя, или Искусство построения сильной команды

Павел Ковчег
Founder HR Partner

Ваша компания – это не то, что она производит. Ваша компания – это не станки, не ноутбуки с надкусанными яблоками и не маршрутки с табличкой «Бровары – Киев».

Ваша компания – это сотрудники. Они заключают сделки, производят и отгружают товар. Ваш персонал дает консультации, создает рекламу и проводит платежки. Именно ваша команда приносит вам прибыль. А цель любой компании – зарабатывать.


На японских островах в зоне частых землетрясений есть особая финансовая традиция. Все прибрежные дома там застрахованы от цунами. Природная катастрофа, как по расписанию, случается каждые четыре года.

Жителей эвакуируют, дома смывают воды Тихого океана, а страховщики выплачивают возмещения. Островитяне не унывают: каждые четыре года у тебя или новый дом, или возможность свалить подальше от такой «стабильности».

Но не сваливают. Японцы привыкли жить в условиях кризиса и зарабатывать на нем.

Сегодня украинские предприниматели и собственники бизнеса стоят у подножья разрушенных кризисом компаний, но без надежды на помощь страховщиков.

Собственники отстраивают дома заново, потому что валить им некуда и не за что. Пришло время создавать новые бизнес-схемы, вникать в малопонятные пока производственные процессы, искать инвесторов… Но каким бы высокоприбыльным не казался проект на бумаге, без команды, которая его реализует, денег точно не заработать.

Потому и ценится умение построить сильную команду как особое искусство руководителя. А каждое искусство имеет свои принципы и логику.

Принцип 1. Измеримость результата

Горы золотых слитков, трехпалубная яхта, лицо на обложке Forbes. Когда мы строим бизнес – на меньшее мы не согласны!

QuoteКогда оценка эффективности проговорена в самом начале, «на берегу», даже расставание выйдет проще.

Стоп! Гора слитков – это сколько? Двести килограмм, пятьсот, тонна–другая? И яхта — с вертолетной площадкой или без? А сколько на ней персонала? И, кстати, за какой год будет Forbes?

Желания в бизнесе всегда выражаются числами! Хочу испечь за полгода два миллиона капкейков и заработать на этом миллион убитых енотов. Это — более надежный бизнес-план, чем золото, яхта, Forbes.

Чтобы получить желаемое, нужно знать, чего и сколько хотеть за свои усилия. Нужно учиться мечтать числами.

Да, прогнозы не работают на все сто. Понятно, что мы живем в эпоху хаоса и неопределенности, окруженные «туманом войны». Но без внятного «Чего хочу?» не будет ответа на вопрос «Что для этого делать?»

Принцип 2. Ценность сотрудника в его эффективности

Они делят на ноль. Они носят воду в решете. Они составляют отчеты. Сотрудники могут делать что угодно, если не знают, какого результата от них ждут и в чем он измеряется. Хотите прибыль – научитесь замерять эффективность команды.

Тогда уже на этапе собеседования можно определить, выполнит ли сотрудник поставленную перед ним задачу. Понятна ли его роль в команде? Знакома ли ему шкала результатов? Знает ли, как достичь поставленной цели?

Когда оценка эффективности проговорена в самом начале, «на берегу», даже расставание выйдет проще (но это уже совсем другая история…).

Принцип 3. Не доверяйте сбор команды случайным людям

Разочарую тех, кто считает, что после цунами рынок соискателей усеян жемчужинами, как японские пляжи. Лишь подойди и возьми. На самом деле, настоящие жемчужины профессии так и остались в уютных раковинах. Попробуй достань. Раскрыть таких кандидатов и переманить в вашу компанию – целая наука.

Также непросто отобрать и стоящих работников среди тех, кого сейчас выбросило на берег. Рекрутер – это тонкий психолог. Профайлер, составляющий профессиональный и личностный портрет кандидата из сотен деталей. И от решения рекрутера зависит, будет ли качественно закрыта нужная компании функция.

Ваш директор по маркетингу легко сходится с людьми, безопасник «пробьет любого по базам», а бухгалтер определяет психологический типаж по гороскопу? Наверное, можно привлечь и их для поиска остальных членов команды.

QuoteТроюродный племянник вашей тетушки может быть тем самым франкоговорящим финансовым аудитором, которого вы ищете второй год.

Только помните, что закрытие вакансии – это 25-40 часов чистого времени, одна рабочая неделя.

Логичнее, чтобы это время сотрудники посвятили тому, что у них лучше всего получается: маркетингу, безопасности, счетам. А поиском адекватных членов команды должны заниматься люди с опытом и знаниями.

Неважно, будет ли это штатный сотрудник или агентство на аутсорсе, но эти профессионалы должны не совмещать работу, а нести за рекрутинг полную ответственность своим заработком и репутацией.

Принцип 4. Используйте все возможные источники формирования команды

Quote«Не набирайте родственников! Не набирайте по объявлению! Не берите студентов!»...

Сотни, сотни вредных советов от тех, кто не провел в жизни и одного собеседования.

Троюродный племянник вашей тетушки может быть тем самым франкоговорящим финансовым аудитором, которого вы ищете второй год, а ваша жена или брат не дадут показаний согласно 63 ст. Конституции (иногда для бизнеса важно и это).

Разумно не переманивать дорогостоящего профессионала, если можно взять специалиста по объявлению, но с тщательной проверкой. А студент прекрасно вольется в корпоративную культуру, ему не надо перестраиваться с прошлой.

Единственное, что нельзя делать при подборе персонала, — это доверять одному источнику. Во время ловли действительно крупной рыбы рекрутер закидывает крючки и на сайты, и через личную базу профессионалов, через коллег и профильные сообщества.

Охотничий инстинкт квалифицированного рекрутера утихает только тогда, когда требования вакансии схлопываются с компетенциями найденного кандидата.

Принцип 5. Обучение и адаптация

От попадания в армию до присяги проходит два месяца. Курс молодого бойца, в простонародье «учебка». Самые сложные армейские времена.

QuoteКаждый час, потраченный на обучение сотрудника, – это повышение его эффективности и уменьшение текучки кадров.

Не физически, а внутренне. Приходится ломать себя, ломать свой распорядок, свое тело. Это требует уйму энергии. Знайте, первые месяцы ваши новоприбывшие сотрудники чувствуют себя в учебке.

В это время сотрудник ищет ответы на множество вопросов. Чем занимается компания? В чем ее преимущества и ценности? Кто перед кем отвечает? Как распечатать приказ двухгодичной давности? Где здесь бухгалтерия? А где кулер? И можно ли разогревать рыбу в офисной микроволновке?

Потому каждый час, потраченный на обучение сотрудника, – это повышение его эффективности и уменьшение текучки кадров. Но что должен знать о компании сотрудник, чтобы выполнять поставленные задачи?

Как передать ему эти знания? Как проконтролировать их усвоение? Система адаптации – процесс, который сложно выстроить, но и тяжело переоценить.

Хорошая новость! Достаточно один раз специалистам наладить процесс, и новые сотрудники будут быстрее, эффективнее и безболезненнее вливаться в коллектив и впитывать корпоративные ценности компании.

Принцип 6. Корпоративная культура

Ваша культура – это ваши правила. Если монарх хочет, чтобы подданные были верны ему, он ограничивает собственную власть законами. Забитое, замученное страхами существо не может быть преданным и высокоэффективным.

QuoteГлавное, чтоб корпоративных ценностей придерживался сам собственник.

Только тот, кто чувствует за спиной поддержку закона, будет верен государству и компании. Закон – это не руководитель. Закон – это команда.

Если дух вашей компании – это не только про деньги, но и про миссию, ценности и пользу обществу, то и сотрудники не сбегут к конкурентам при малейшей возможности.

Они же команда, часть компании, а не наемники, чьи шпаги сегодня пронзают вчерашних друзей. С таким хоть на веслах в цунами, хоть в разведку, хоть в караоке.

Главное, чтоб корпоративных ценностей придерживался сам собственник. Это высший пилотаж искусства построения команды. Как говорят алхимики, Великое делание.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора