Facebook Pixel

Вызовы перед HRами в странах Восточной Европы

Петер Зашев
профессор (адъюнкт) в Стокгольмской Школе Экономики

Медленно, но уверенно в странах Запада, и особенно в Скандинавии, в развитии HR идет движение от понимания его задач как некой поддерживающей (очень часто всего лишь административной) функции в сторону стратегического звена, обеспечивающего успех компании в достижении ее целей.

Если на Западе этот процесс начался и активно идет (с переменным успехом, в зависимости от прогрессивности топ-менеджмента), то в странах Восточной Европы в большинстве случаев топ-менеджмент по-прежнему смотрит на HR, как на некое необходимое зло – затратную статью в бюджете компании. Исключение представляют (не всегда) западные компании, в которых в какой-то степени HR связан с практиками главного офиса.

QuoteЧтобы знать, как лучше всего поддержать компанию, нужно отлично разбираться в ее бизнесе и логике, по которой она зарабатывает деньги и получает прибыль.

Как можно в этих обстоятельствах HR-специалистам позиционировать себя в более стратегическом ключе и более активно доказать свое фундаментальное значение для успеха компании? Вот мой набор пятерки приоритетов:

1. Отличное понимание бизнеса и его логики

Чтобы знать, как лучше всего поддержать компанию, нужно отлично разбираться в ее бизнесе и логике, по которой она зарабатывает деньги и получает прибыль. В моем понимании, именно неподдельный интерес и позитивное любопытство к сути бизнеса отличают HR-специалистов со стратегическим мышлением от их более формально-бюрократических собратьев.

Как только HR решает закапсулировать себя в своей узкой сфере ответственности, остальные члены топ-менеджмента перестают видеть и чувствовать его как равного. А это (по моему опыту) происходит довольно часто: HR с улыбкой говорит «мы банк, добывающая, ритейлинговая и т.д. компания», и на этом (довольно-таки абстрактном) уровне его/ее понимание бизнеса заканчивается.

2. Смелость указывать на слабые стороны и развивать знания и умения топ-менеджмента

Нечего скрывать, во многих странах Восточной Европы имеется культура высокой дистанции к власти. Зачастую боссы в таких странах считают, что они знают все (ну, почти все!) и что им, таким опытным, мудрым и великим руководителям, вряд ли возможно что-то предложить в плане новых знаний.

Тут от HR ожидается умение и решимость наглядно продемонстрировать доказательства того, что организация и некоторые ее топ-руководители могли бы быть лучше. Но для такой смелости нужно сначала соответствовать требованиям пункта 1, а также взять на вооружение пункт 5.

3. Понимание размера угрозы из-за нехватки талантов

Таланты, нам всем нужны таланты! Не имеет значения, на Западе или на Востоке, у всех есть примерно одинаковые (и очень большие) HR-вызовы – нехватка талантов. Но в Восточной Европе ситуация еще усугубляется тем, что топ-менеджмент не понимает размер и значение угрозы и, таким образом, действует по старинке: «я этого уволил, найди мне нового».

QuoteЯ еще не видел успешную компанию, состоящую из неталантливых (а только лояльных) людей.

Но мир изменился! Таланты, особенно, когда они говорят на иностранных языках, имеют конвертируемую стоимость в глобальном масштабе. Они (а не работодатель) могут выбирать, кому продать свои знания и умения. Они могут легко переехать из Алма-Аты, Бухареста, Киева, Риги — во Франкфурт, Сан-Франциско, Сидней, Лондон, и т.д.

Я еще не видел успешную компанию, состоящую из неталантливых (а только лояльных) людей! Задача HR-специалиста — использовать любую возможность, чтобы показать топ-менеджменту значимость проблемы и одновременно предложить план действий и его ожидаемый экономический эффект.

4. Мы все HR

Время тотального размежевания функций прошло! Как сейчас модно говорить – «мы все sales». Но то же самое можно и нужно сказать в плане HR. Культура компании — в руках всех менеджеров и сотрудников, а не некий продукт (тренинги, опросники и т.д.) и ответственность только HR.

QuoteПонимание того, что сотрудников надо развивать и предоставлять им возможности достигать большего и жить полноценной и счастливой жизнью, начинается с топ-менеджмента.

Поведение непосредственного начальника, его культура, искреннее и терпеливое желание помочь развить своих подчиненных имеет значительно более весомое и прямое значение в развитии талантливых (и не только) сотрудников, нежели все старания HR вместе взятые.

Понимание того, что сотрудников надо развивать и предоставлять им возможности достигать большего и жить полноценной и счастливой жизнью, начинается с топ-менеджмента… Но, наверное, и с умелой подачи HR-специалистa.

5. Умение подать

Все, что указано выше, будет, наверное, невозможным, если HR-специалисты не поймут, насколько важно усвоить и более эффективно взять на вооружение инструменты внутреннего маркетинга. Мне кажется, в этом плане есть одно ключевое слово – оцифровать!

QuoteМожно постоянно говорить о том, что в нашей компании не хватает лидерского умения. А можно просто показать, что в этом году из-за текучести кадров мы потеряли приблизительно Х миллионов.

Можно постоянно говорить о том, что в нашей компании не хватает лидерского умения. А можно просто показать, что в этом году из-за текучести кадров мы потеряли приблизительно Х миллионов. И так в плане каждой HR-инициативы! Топ-менеджмент может быть (чаще всего) невысокого мнения о месте и значимости HR-специалистa. Но топ-менеджмент всегда оживляется, когда слышит «потеряли Х миллионов» или «могли заработать, но не заработали У миллионов».

Конечно же, такой подход требует от HR-специалистов прежде всего понимания бизнеса (смотри пункт 1) и уверенности в полезности и значимости собственной функции для успеха компании.

Вряд ли данные приоритеты могут заменить фундаментальные требования к HR-менеджерам, к примеру, «эмоциональный интеллект» – умение и желание любить людей и, распознавая их эмоции, понимать их намерения, мотивацию и желания в целях решения практических задач. Но они (определенно!) помогут HR-работникам занять более солидную и подобающую позицию стратегического участника в процессе успеха компании.


Петер Зашев, профессор (адъюнкт) в Стокгольмской Школе Экономики

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора