Facebook Pixel

Инновации в логистике, ритейле, HR и финмониторинге. На что способна цифровая трансформация

Богдан Хорощак
директор IBM Украина

За последний год в Украине чуть ли не ежедневно звучали заявления о необходимости цифровой трансформации (ЦТ) бизнеса. Появилось даже специализированное министерство, отвечающее за государственную политику цифровизации и диджитал-стратегию.

Все это, безусловно, позитивные маркеры, говорящие о том, что Украина постепенно переходит к фазе активного технологического развития.

Цифровая трансформация: что это и зачем она нужна?

В интернете есть немало статей о том, что бизнесу необходима цифровая трансформация. Чаще всего можно услышать о том, что это — процесс, причем процесс иногда длительный и не всегда успешный. Но на самом деле ИТ-директора знают, что цифровая трансформация бизнес-процессов началась еще в 50-е годы прошлого века, когда электронные вычислительные машины стали широко применяться в корпоративном мире.

Читайте также: Акции TESLA. Взгляд инвестора

Современный этап цифровой трансформации связан с распространением новых бизнес-моделей (финтехи, уберизация, экосистемы) и внедрением современных информационных технологий (чат-боты, предсказательная аналитика, машинное обучение, блокчейн, промышленный интернет вещей и др.).

QuoteЦифровая трансформация бизнес-процессов началась еще в 50-е годы прошлого века.

Показательный пример цифровизации внутренних бизнес-процессов в компании — экономия более 40% времени HR-команды ŠKODA AUTO после внедрения виртуального помощника по подбору персонала, работающего на основе сервисов IBM Watson. Цифровой помощник, адаптированный под требования чешского автопроизводителя, помогает кандидатам заполнять онлайн-заявки о приеме на работу, упрощая HR-команде компании сбор и хранение данных соискателей. Этот простой способ взаимодействия с кандидатами при помощи чата создает хорошее впечатление о ŠKODA AUTO во время первого контакта с компанией как потенциальным работодателем.

Другой интересный кейс, связанный со взаимодействием с потребителями, недавно реализовала Boots UK — ведущая розничная сеть товаров для красоты и здоровья в Великобритании.

До автоматизации аналитических процессов компания тратила на сбор и подготовку данных из шести отдельных информационных систем около 80% времени, а также использовала общие маркетинговые стратегии, не учитывающие персонализацию клиентских предпочтений.

Читайте также: Суд разрешил Telegram не раскрывать дополнительные финансовые данные

Boots UK теперь использует программное обеспечение IBM для организации центрального хранилища данных о транзакциях продаж, а также аналитические решения для сопоставления транзакций с отдельными клиентами по всем 15 млн карт лояльности. Таким образом, клиентские предпочтения определяются на основе уникальной предыстории покупок. Кроме того, компания теперь может общаться с каждым из клиентов наиболее удобным лично для него способом, а максимально персонализированных сообщений стало на 70% больше. Клиенты отметили улучшение качества персональных рекомендаций в программах лояльности, что позитивно отразилось на продажах сети.

Таким образом, цифровая трансформация — не разовая покупка оборудования или программного обеспечения. Это гармоничное внедрение современных технологий в различные бизнес-процессы.

Если ваш проект направлен на преобразование управленческих процессов, развитие корпоративной культуры и маркетинговых коммуникаций, делая их проще, понятнее, быстрее и желаннее для потребителя вашего продукта, — вы на верном пути.

QuoteЦифровая трансформация — не разовая покупка оборудования или программного обеспечения. Это гармоничное внедрение современных технологий в различные бизнес-процессы.

Отдельно стоит отметить опыт цифровой трансформации в промышленном секторе. Чаще всего речь идет о крупных транспортных и инфраструктурных предприятиях.

Два года назад Maersk – датская логистическая компания – и IBM объявили о создании совместного решения TradeLens по использованию технологий блокчейн для отслеживания грузов и контейнеров. Эта платформа позволяет перевозчикам и владельцам грузов обмениваться информацией о транзакциях в режиме реального времени, а также пересылать друг другу финансовые документы. Экосистема проекта теперь насчитывает свыше 100 участников по всей логистической цепочке, а география охватывает пять материков.

Итальянская дорожная компания Autostrade per l'Italia (ASPI) в сотрудничестве с IBM приступила к пилотным испытаниям цифровой платформы для мониторинга состояния и обслуживания инфраструктуры, которая позволит отслеживать и контролировать в режиме реального времени и на протяжении всего жизненного цикла основные инфраструктурные объекты – дороги, мосты и тоннели — как со стационарных, так и с мобильных устройств.

Читайте также: Sony представила собственный электромобиль

На одной цифровой платформе будут собраны трехмерные модели всех сооружений вместе с проектной документацией, оперативными данными состояния объектов с установленных датчиков, фотографиями, сделанными техническими специалистами, и информацией, поступающей в процессе техобслуживания. Обработка фотографий с помощью AI позволит оперативно определять участки, где необходимо техническое обслуживание. Пилотный проект проходит на трех эстакадах, а в 2020 году планируется охватить все основные 2 тыс. объектов.

Цифровая трансформация в Украине

В Украине, безусловно, есть успешные кейсы цифровой трансформации – как в бизнесе, так и в госсекторе. На недавней конференции IBM в Киеве заказчики сами представляли свои новые проекты. Несмотря на то что проекты были очень разными и напрямую не касались взаимодействия с клиентами (внедрение Госфинмониторингом системы многомерного визуального анализа для выявления скрытых связей и закономерностей в данных, модернизация ИТ-инфраструктуры «Первым Украинским Международным Банком» и построение Оперативного центра безопасности концерном «Галнафтогаз»), их объединяет то, что они выведут на новый уровень аналитическую работу с имеющимися в распоряжении организаций и компаний данными. Следовательно, они обладают потенциалом преобразования бизнес-процессов и развития корпоративной культуры, а в конечном итоге и улучшения пользовательского опыта – как с точки зрения внутренних пользователей, так и внешних потребителей продукции и услуг.

QuoteПриведенные кейсы цифровой трансформации в мире и Украине еще раз подтверждают, что невозможно, да и нецелесообразно сразу внедрять абсолютно все новинки цифрового мира.

Приведенные кейсы цифровой трансформации в мире и Украине еще раз подтверждают, что невозможно, да и нецелесообразно сразу внедрять абсолютно все новинки цифрового мира. Но они же свидетельствуют о том, что только трансформируясь вы сможете быть успешными и лидировать на рынке сегодня и в будущем.

Выводы и рекомендации

Итак, цифровизация бизнеса:

  • помогает улучшить клиентский опыт благодаря персонализированному подходу и более ценным предложениям;
  • ускоряет принятие решений за счет упрощения коммуникации между отделами;
  • оптимизирует процессы в компании и работу сотрудников, увеличивая продуктивность каждого члена команды.

В завершение приведу три довода, почему планировать цифровую трансформацию нужно уже сейчас.

Читайте также: Четвертая индустриальная революция. Инвестиционные возможности

Во-первых, компании сейчас просто не могут позволить себе остановиться на достигнутом успехе. Слишком высоки и традиционная конкуренция, и волатильность за счет появления нового типа игроков (стартапы, финтехи и т.д.). Если предприятие не использует возможности современных технологий, направленные на ускорение принятия решений, гибкость бизнес-модели и клиентоориентированность, не адаптируется к новым тенденциям ведения бизнеса, конкурировать с остальными игроками будет все сложнее.

QuoteИ потребители, и бизнес-клиенты все более обеспокоены тем, как компании используют их собственные данные.

Во-вторых, и потребители, и бизнес-клиенты все более обеспокоены тем, как компании используют их собственные данные. Не говоря уже о повсеместном введении и ужесточении регулирования в сфере использования персональных данных (например, GDPR). При этом недавнее международное исследование IBM показало, что чем выше доверие со стороны клиентов и потребителей в отношении того, как компания обращается с их данными, тем лучше финансовые результаты такой компании.

В-третьих, не стоит ждать «подходящего» кейса цифровой трансформации из опыта другой компании или организации или же успокаивать себя отсутствием такового в публичном доступе. Проекты цифровой трансформации требуют погружения в бизнес отдельно взятой компании и синхронизации с общей стратегией развития. А следовательно, имеют не только технологическую интеграционную часть, но и бизнес-консультационную.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора