«Инвестируй в то, что ты знаешь», — говорит легендарный Питер Линч. Компания Tesla является примером самой противоречивой бумаги на рынке, и, как следствие, это отражается на высокой волатильности.
Бизнес компании состоит из производства, продаж и обслуживания электромобилей через собственные центры, производства солнечных батарей, систем по хранению электроэнергии, развитию технологий искусственного интеллекта, включая технологии автономного такси.
Читайте также: Четвертая индустриальная революция. Инвестиционные возможности
Ключевые метрические данные, которые используются большинством традиционных финансовых институтов при анализе компании, можно представить в виде свода ключевых финансовых показателей.

Представленные данные о деятельности бизнеса сравниваются с показателями аналогичных компаний. Например, компании General Motors, Ford, BMW, Daimler AG имеют показатели прибыли намного выше, чем результаты Tesla, в то время как капитализация их ниже. Например, капитализация GM составляет порядка $52 млрд против $79 млрд Tesla, а размер годовой чистой прибыли – около $9 млрд.
Потенциал объема рынка автономного такси оценивается в триллионы долларов. Поэтому такие компании, как Tesla, Google, Waymo, Uber, пытаются понять новую модель бизнеса.
Возникает закономерный вопрос: почему компания, генерирующая чистую прибыль в размере $9 млрд ежегодно, стоит меньше, чем компания, генерирующая убытки?
Глобальная трансформация, происходящая в автомобильной отрасли, может быть объяснением. В частности, компания Tesla является безусловным лидером в отрасли, продавая порядка 77% от всего объема продаваемых электромобилей в США. Соотношения цена и качество, уровень технологий и безопасности являются лучшими на рынке.
Например, технология искусственного интеллекта custom chip (ASIC) Tesla как минимум в 10 раз быстрее аналога компании NVIDIA graphics chip (GPU). Обрабатывая более 2000 операций в секунду, она позволяет эффективно использовать автопилотное оборудование с поддержкой полностью автономного управления (Уровень 5). Технология Tesla подрывает доминирование компании Nvidia, которая обеспечивает платформой автономного управления более чем 370 компаний, включая Audi, Mercedes-Benz, BMW и Honda. В свою очередь Nvidia объявила о разработке технологии Orin, работающей на 40% быстрее технологии Tesla, которую рынок должен увидеть в 2022 году.
Тесла является также информационной компанией, используя данные (более двух миллиардов миль эксплуатации машины в режиме автопилота), искусственный интеллект, технологию machine learning с целью создания нейронной сети — системы сенсоров, систем коммуникаций, процессинга, периферийного оборудования, программного обеспечения, которые обрабатывают информацию, как человек.
Читайте также: Что ждать инвесторам и бизнесу в 2020 году. Прогноз Fidelity
Потенциал объема рынка автономного такси оценивается в триллионы долларов. Поэтому такие компании, как Tesla, Google, Waymo, Uber, и традиционные автопроизводители пытаются понять новую модель бизнеса.
Создание полноценной индустрии автономного такси является сложной задачей, поскольку требуется, чтобы компьютер на колесах был в состоянии думать, реагировать, принимать правильные решения в непредвиденных ситуациях. Сотни тысяч автомобилей Tesla на дорогах представляют огромную базу данных, каждая машина рассматривается как отдельный сенсор, каждая ситуация анализируется как отдельный источник информации. После анализа этой информации создается новый или улучшенный алгоритм, который отправляется в виде обновления программного обеспечения каждой машине. То есть когда одна машина из всего флота Tesla получила урок, он распространяется на все машины.
Читайте также: 368 тыс. машин – Tesla оправдала свой прогноз на 2019 год
Важно понимать, что будущее отрасли не в том, чтобы продавать робокары, а в создании индустрии услуг, суть которых – сдавать в аренду роботакси. В этом направлении также развиваются компании Lyft, Uber.
Tesla также обладает запатентованной литий-ионной технологией по хранению электроэнергии, работая над созданием миллион плюс миль аккумулятора.
С точки зрения технологий Tesla является бесспорным лидером в сравнении с конкурентами.
С точки зрения технологий Tesla является бесспорным лидером в сравнении с конкурентами. Крупные автопроизводители делают то, что они могут лучше всего, – дизайн и производство автомобилей, оптимизируя расходы и эффективно конкурируя на рынке. Tesla этим подходом не ограничивается, создавая свой чип, оборудование, программное обеспечение, нейронную сеть, закладывая основы для новой индустрии mobility as a service. А производство машин является лишь одной частью всей бизнес-модели.
При этом участники рынка оценивают перспективы бизнеса Tesla очень противоречиво, сомневаясь, в состоянии ли компании решить вопросы с вводом новых моделей на рынок, финансированием бизнеса и обслуживанием долга в условиях конкуренции с традиционными игроками, которые постепенно выходят на рынок электрокаров.
Читайте также: От Apple, Google и Tesla потребовали компенсации за детский труд в Африке
Однако, наблюдая за динамикой развития бизнеса Tesla, можно увидеть рост в размере 1600% с момента начала деятельности в 2008 году. Учитывая начало выпуска автомобилей на заводе в Шанхае (с 2020 года) и строительство завода в Берлине, можно предположить, что динамика объемов производства будет увеличиваться многократно.

Большинство участников рынка считают, что цена акций компании слишком высокая. Например, J.P. Morgan Chase имеет target price – 220 долларов за бумагу. Fidelity на основе анализа оценок 29 финансовых институтов указывает на очень высокую переоцененность бумаги. При этом в ARK-invest считают, что цена компании будет $6000 на горизонте 5 лет.
Покупка акций компании Tesla должна быть основана на стратегии инвестирования и на инвестиционных целях, которые определяются многими факторами, в том числе возрастом, уровнем дохода и планами на будущее. Важно понимать, что инвестиции и спекуляции – это не одно и то же. Разумный подход требует помнить не только о возможностях, но и о рисках.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора