
Прогнозы на 2023 год
Война в Украине и пандемия COVID-19 затянутся. Дорогие товары помогут их производителям, но ухудшат ситуацию с продовольственной безопасностью в мире и нанесут ущерб экономике многих стран. Рост мирового ВВП замедлится до 1,6% в 2023 году с 2,8% в 2022 году, инфляция по-прежнему будет составлять 6%, что вынудит центральные банки еще больше повысить процентные ставки. При этом Китай будет поддерживать низкие ставки и может ослабить свою жесткую политику борьбы с распространением коронавируса, что будет стимулировать мировую торговлю.
The Economist Intelligence Unit, аналитическое подразделение одноименного авторитетного британского журнала (издается с 1843 года, тираж – 1,3 млн экземпляров), на днях начало обнародовать экономические и политические прогнозы на 2023 год. продолжает рассказывать о наиболее важных из них.
Сегодня мы публикуем первую часть отраслевых прогнозов, вторая появится 7 декабря.
Прогноз для мировой автомобильной индустрии на 2023 год
После трех неудачных лет в 2023 году автопроизводители продолжат двигаться на медленной скорости. Продажи новых автомобилей вырастут на 1%, но останутся на 14% ниже уровня 2019 года. Продажи коммерческих автомобилей, менее пострадавшие от пандемии, упадут еще больше.
Блокирование цепочек поставок сохранится, хотя нехватка чипов уменьшится. Дефицит энергии и более высокие цены приведут к еще большим потерям, особенно в Европе. Автопроизводителям будет сложно переложить растущие расходы на покупателей, поскольку инфляция подрывает доходы и сбережения потребителей.
Даже электромобили не будут резко разгоняться. Мировые продажи, которые удвоились в 2021 году, увеличатся на 25% — до 10,8 млн единиц, или около 20% всего рынка новых автомобилей. На Китай придется более половины из них, поскольку он отказывается от планов по отмене налоговых льгот для покупателей электрокаров. КНР также введет самые строгие в мире стандарты выбросов для автомобилей, работающих на ископаемом топливе. Но в долгосрочной перспективе производители возлагают большие надежды именно на электромобили, поэтому они будут выпускать их больше.
Перспективы для рынка недвижимости в 2023 году
Глобальные продажи недвижимости в 2023 году составят $5,8 трлн – огромная сумма, но она всего на 1% больше, чем в 2022 году. Более высокие процентные ставки окажут давление на ипотечное кредитование и снизят цены на жилье на некоторых рынках.
Британские цены могут упасть на 5%, так как программа «Помощь в покупке» заканчивается. В Австралии может наблюдаться падение на 9%. Постпандемический бум в Америке по меньшей мере замедлится. В глобальном масштабе неопределенность продлит спад в строительстве новых домов и офисов, поскольку строители опасаются снижения спроса, высоких затрат и нехватки рабочей силы.
Тем не менее количество введенных в эксплуатацию офисных помещений во многих городах останется высоким, а инвесторы будут искать безопасные убежища и надежную арендную плату, чтобы компенсировать инфляцию.
Владельцев недвижимости будут поощрять или заставлять делать здания более экологичными. В 2023 году США предложат больше налоговых льгот для энергосберегающих построек. Великобритания установит минимальные стандарты энергоэффективности. Германия введет налоги на выбросы, которые будут разделены между арендодателями и арендаторами.
Прогнозы для здравоохранения на 2023 год
Коронавирус заразит еще миллионы людей в 2023 году, но при условии, что не будут процветать новые опасные варианты COVID. Количество смертей должно снизиться более чем в два раза в сравнении с гриппом (в начале пандемии смертность была более чем в 200 раз выше).
Чтобы предотвратить рост заболеваемости, Китай выпустит больше вакцин, в том числе мРНК собственного производства. Американские и британские исследователи будут тестировать все варианты вакцин, в том числе против обезьяньей оспы и малярии. В ООН считают, что с уменьшением смертности от ковида ожидаемая продолжительность жизни в 2023 году начнет восстанавливаться после снижения на 1,8 года в 2020 – 2021 годах.
Правительства изо всех сил будут пытаться финансировать перегруженные системы здравоохранения, поскольку экономика трещит по швам, а затраты растут. Продажи лекарств и расходы на здравоохранение на человека вырастут примерно на 5% в номинальном выражении. Страны от Индии до Нигерии расширят всеобщее здравоохранение. Дебаты об абортах будут бушевать в США и за их пределами.
Фармацевтические фирмы будут активизировать приобретения, чтобы справиться с истечением срока действия патентов и конкуренцией с дженериками, особенно в отношении противовоспалительного препарата Abbvie Humira – самого продаваемого в мире лекарства.
Рынок СМИ в 2023 году
После постпандемического всплеска расходов рекламный бизнес переживает тяжелые времена. Издатели будут брать за рекламу больше, а экономическая нестабильность — сдерживать потенциальных рекламодателей.
Тенденции, зародившиеся во время пандемии, принесут свои плоды. Цифровая реклама украдет больше «печатных» долларов, достигнув 57% общих расходов. При этом быстрее всего будут расти расходы на мобильную рекламу, благодаря популярным играм и коротким видеороликам. Развивающиеся страны, в которых растет потребление цифровых медиа, такие как Бразилия и Индия, будут лидировать. Однако обесценивание валют на развивающихся рынках будет означать снижение прибыли американских технологических гигантов.
Проблемы с конфиденциальностью будут иметь большое значение. Регулирующие органы и потребители требуют от рекламного мира покончить с cookie, лишая рекламодателей ценных пользовательских данных. Решение Apple, позволяющее людям блокировать сбор их данных третьими сторонами, будет держать в напряжении цифровых рекламодателей. В то же время решение Google отложить блокирование файлов cookie до 2024 года обещает некоторое облегчение рекламодателям и компаниям, зависящим от рекламы. Сильнее пострадает Meta, которая больше других зависит от сторонних данных. Но розничные торговцы, такие как Amazon и Walmart, которые владеют кучей данных о покупателях, выиграют.
Прогноз для розничной торговли на 2023 год
Кризис стоимости жизни ударит как по покупателям, так и по розничным торговцам. Даже рост электронной коммерции замедлится, особенно на Западе, где скупые потребители и более высокие процентные ставки будут препятствовать планам расширения розничных сетей. Китайские гиганты Alibaba и Pinduoduo будут манипулировать низкими ценами, чтобы заманить западных потребителей.
В Юго-Восточной Азии и Латинской Америке электронная коммерция будет распространяться по мере оцифровки семейных магазинов. Ожидается, что три развивающиеся страны — Колумбия, Нигерия и ЮАР — войдут в число пяти рынков, на которые Amazon планирует выйти в 2023 году. Расширение розничных продаж через интернет будет медленным — на его долю будет приходиться чуть более 14% мировых розничных продаж, что незначительно выше показателя 2022 года.
Онлайн- и офлайн-вселенные будут продолжать сливаться. «Кликни и собери» станет любимым форматом потребителей в более богатых странах, принося $12 млрд дохода в Великобритании, что более чем в три раза превышает показатель 2013 года.
Ритейлеры сократят затраты на оплату труда за счет автоматизации складов и других внутренних операций. Австралийская компания Myer развернет в одном новом распределительном центре 200 роботов, которые будут способны обрабатывать семь из десяти онлайн-заказов компании. Модные и люксовые бренды будут экспериментировать в метавселенной, стремясь задействовать поколение «зумеров» – четверть человечества, родившуюся после 1997 года.
Каким будет 2023 год для индустрии развлечений
Кассовые сборы в 2023 году превзойдут показатели 2019 года, что является долгожданной новостью для сетей кинотеатров, обремененных долгами эпохи пандемии. Стриминговые компании будут терять подписчиков по мере роста ежемесячной платы, но им придется тратить больше денег на создание интересного контента. Netflix, крупнейший стример, потратит на это $17 млрд и будет выжимать больше денег из подписчиков. Warner Bros. представит сервис, объединяющий HBO Max с Discovery+.
Денежные накопления стримеров помогут им атаковать обычных вещателей на новых аренах. Prime Video от Amazon возглавил гонку в спортивном вещании, которое долгое время оставалось прерогативой традиционного телевидения. С 2023 года Apple TV+ будет показывать прямые трансляции матчей Высшей футбольной лиги США благодаря сделке на сумму $2,5 млрд.
Путешествия и туризм в 2023 году
Авиационная отрасль должна стать прибыльной, поскольку неудовлетворенный спрос увеличивает количество международных туристов на 30% — до 1,6 млрд. Но глобальный туризм не вернется в нормальное русло. Количество путешественников не достигнет допандемического уровня 1,8 млрд человек, что сдерживается ростом стоимости жизни и политикой Китая по борьбе с коронавирусом.
Доходы от туризма в размере около $1,4 трлн вернутся к уровню 2019 года только из-за высоких затрат на энергию, персонал и продукты питания. Деловые поездки останутся в тени, поскольку выросла популярность онлайн-встреч.
Тем не менее спортивные и другие мероприятия будут стимулировать путешествия. Ограниченное открытие Китая поможет Азии удвоить количество туристов в 2023 году. Франция надеется превратить чемпионат мира по регби в золото туризма. В Саудовской Аравии хадж перейдет от лотерейной системы к квотам, что позволит принимать больше паломников.
Франция получит новую круизную линию Compagnie Française de Croisières. Ее обслуживание начнется с использования подержанного лайнера, который метко окрестили «Ренессансом».