Facebook Pixel

Российский авторынок на всех парах несется к своему айсбергу

Очередной пакет санкций от США, Евросоюза и Японии, уход мировых брендов, SWIFT-блокада, инфляция рубля и зависимость российских автозаводов от импортных комплектующих уверенно приближают российский авторынок к коллапсу.

«Крысы бегут с корабля» — российская пресса старается не отставать от пропагандистов, описывая отток мировых производителей с рынка. Действительно, столь стремительный и сплоченный выход международных концернов не помнит ни один ключевой рынок мира. Начиная с 24 февраля, когда РФ напал на Украину, о своём нежелании торговать с агрессором объявили более тысячи крупных брендов.

В авангарде — автомобильная промышленность, что несколько необычно, потому что в отличие от обычных ретейлеров «выйти с минимумом потерь не получится». Многие концерны успели построить на территории РФ полноценные сборочные заводы и разместили производство узлов и агрегатов. Но уровень токсичности российского рынка на сегодня таков, что бренды закрывают глаза не только на миллионы недополученной прибыли от непроданных автомобилей, но и на возможную потерю производственных мощностей. Власти уже объявили о разработке алгоритмов национализации.

Тем не менее каждый день сразу несколько брендов объявляют кто о прекращении поставок новых автомобилей, кто об уходе с рынка, кто об остановке сборочных конвейеров и выходе из совместных предприятий. А изобретатель автомобиля Mercedes-Benz остановил все эти виды операционной деятельности разом.

Компании не видят смысла торговать с агрессором не только из-за имиджевых потерь, но и по чисто меркантильным соображения. Ведь прайсы так или иначе привязаны к мировым валютам — доллару, евро и йене. А не самые обширные санкции (США и ЕС готовят более продуктивный список) достаточно легко и быстро обвалили рубль, который достиг своего исторического дна. То есть стал таким же деревянным, как рубль советский. И при такой инфляционной динамике его покупательская способность сойдёт на нет уже к 9 мая.

Уровень импортозамещения в РФ

Что будет потом? Поставки новых автомобилей, и без того нерегулярные из-за дефицита полупроводников и других комплектующих, окончательно остановятся. Так же, как сейчас остановился подвоз машинокомплектов для сборки на территории РФ. Надежды на «отечественного производителя» так же нет. С одной стороны, продукция пост-советских заводов вроде ГАЗ, КамАЗ и УАЗ устарела ещё в конце прошлого века. С другой, с её выпуском так же возникнут большие сложности. «Программа импортозамещения», принятая в ответ на введение первых санкционных пакетов, из-за чудовищной коррупции оказалась потёмкинской деревней. Более чем на 50% зависимыми от импортных комплектующих оказались даже модели, рождённые ещё во времена СССР. Всё настолько безнадёжно, что остановился даже флагманский ВАЗ, входящий в четвёртый по величине альянс мира Renault-Nissan-Mitsubishi. Бизнес-модель альянса такова, что сначала он глобально закупает комплектующие, а потом распределяет их по своим брендам. И если по примеру Nissan и Mitsubishi французы так же решат заморозить свою деятельность в РФ, модельный ряд ВАЗа ужмётся до одной единственной «нивы». И то исключительно потому, что у сконструированной ещё в 1977 году модели минимум электроники.

Уровень продаж авто в России

Весь прошлый год автолюбители выли от произвола дилеров, взвинтивших цены в условиях дефицита новых автомобилей. Даже на фоне украинского рынка происходящее в РФ напоминало произвол 90-х, когда ценообразование велось «от фонаря». В 2020 и особенно 2021 гг. абсолютно все продавцы накручивал цены на 30-70% за счёт никому не нужным «допов» — дополнительных опций, которые раньше часто шли бесплатно. Но на фоне нынешней картины прошлогодняя выглядит максимально толерантной и клиенто-ориентированной.

В январе продажи на российском рынке упали на 3,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В феврале — уже на 4,8%: 114 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей против 120 тыс. годом ранее. Всего же за первые два месяца 2022 года реализовано 206 тысяч автомобилей, то есть спад составил 4,3%. Прогнозировать мартовские продажи экспертам так же трудно, как курс рубля.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. Таблица: Ассоциация европейского бизнеса

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. Таблица: Ассоциация европейского бизнеса

Чем это грозит рынку? Полным параличом. О замораживании своей деятельности в РФ объявило абсолютное большинство автопроизводителей из Европы, Японии и США.

Уровень токсичности

Кто уже ушёл, уходит или собирается уходить? BMW, General Motors, Nissan, Jaguar, Honda, Mazda, Mitsubishi, Land Rover, Toyota, Lexus, Suzuki, Volvo Cars (легковые автомобили), AB Volvo (грузовики и автобусы) и Volkswagen. Причём это касается всех принадлежащих ему брендов: Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley, MAN, Scania и т. д. И он пополняется каждый день.

Список «уходящих» так обширен, что легче назвать кто остался. Это достаточно крупный мировой игрок Hyundai-Kia и как минимум два китайских бренда. Да, не смотря на то, что Южная Корея ещё 28 февраля поддержала инициированные США санкции, чеболь нашёл юридическую лазейку. По сообщению агентства Yonhap, министерство торговли Южной Кореи согласовало с США перечень подпадающих под санкции товаров. В первую очередь это продукция стратегического назначения (включая полупроводники), в которых использованы американские технологии и программное обеспечение. Непосредственно автомобильная техника в санкционный список не попала. Как и гаджеты, посудомойки и иная бытовая техника. При этом сборочное производство Hyundai-Kia в России стоит ещё с 1 марта.

Власти же Китая ведут собственную иезуитскую игру и к антироссийским санкциям не присоединились. Поэтому компании Geely и Chery даже сделали заявления, что продолжают работу на российском рынке. Впрочем, сейчас купить их автомобили так же трудно, как и у остальных брендов.

Уровень цен на авто в РФ 2022

Как таковых автомобилей в открытой продаже нет — дилеры выдаются только ранее оплаченные экземпляры. У ряда серых трейдеров, не обременённых корпоративными обязательствами, цены на ходовые модели растут не просто каждый день, а с утра до вечера. Не успел оформит сделку по объявленному утром прайсу, после обеда доплачивай.

Сами импортёры и производители Переписывать официальные прайс-листы начали 28 февраля, тогда же окончательно цены исчезли с сайтов. Причём пример подал не какой-то там рефлексирующий иностранный бренд, а Lada, флагманская марка российского автопрома. С первого марта ее линейка подорожала в среднем на 25%. Так и хочется отметить, что это повышение оказалось самым значительным за все время, но хочется верить что антирекорды впереди.

Lada Granta одним махом подорожала на 14% (минимум 685 тыс. рублей), Lada Largus — на 30% (1,08 млн рублей), уже упоминавшаяся Niva Legend — на 12% (от 777 тыс. рублей). У мировых производителей увеличение чены на четверть и даже на треть — в порядке вещей. Так, за Toyota Corolla теперь просят минимум 2 млн рублей, за его одноклассника Mercedes A-класса — уже 3,4 млн рублей… Но особого выбора у избирателей Владимира Путина и выхода нет — вкладывать деревенеющие с каждым часом рубли особо некуда.

Поблагодарить 🎉