Через три месяца войны украинский ритейл открыл большее количество закрытых во время военных действий торговых точек.
По данным опроса Ассоциации ритейлеров Украины, сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, на 20 мая 2022 было закрыто по тем или иным причинам 18% магазинов. Это на 5% меньше, чем аналогичный показатель месяц назад, когда начался тренд по восстановлению.
Компании столкнулись с 10 наиболее распространенными проблемами за это время, в частности:
- закрытие 30% торговых объектов (магазины, аптеки, заправки, ТРЦ) из-за военных действий;
- уничтожение торговых объектов через военные удары;
- сбой логистики, доставки продуктов, обеспечение горючим;
- дефицит товаров у производителей для снабжения в сети;
- создание карт опорных магазинов;
- дефицит работников — из-за вынужденных миграции, запись в терробороны;
- мобилизация работников критической инфраструктуры;
- сложная процедура оформления импорта пищевых продуктов
- отсутствие льготного финансирования со стороны государства (или сложность оформления);
- товары критического импорта
Ритейл отвоевывает позиции
После 20 мая или 86-й день активных боевых действий, общая картина выглядела следующим образом: из 15263 торговых объектов всей отрасли уже работает 12523.
Процент действующих объектов уже составляет 82%, а закрытых – 18%. В продуктовом ритейле в секторе FMCG (товары повседневного спроса) количество закрытых супермаркетов, гипермаркетов увеличилось в апреле к марту с 978 до 1117 точек. Это объяснялось оптимизацией работы сетей: компании оставляли в работе только точки, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов и потребительский спрос.
Впоследствии количество работающих магазинов начало расти и достигло в мае отметки в 3795 магазинов против 3463 в апреле, тем самым увеличив их долю до 83% с 76% соответственно.
В настоящее время в Украине не работает 795 продуктовых торговых точек. Ритейлеры, работающие преимущественно в западных и центральных регионах страны, чувствуют себя лучше других и могут не только сохранять сеть, но и постепенно ее расширять.
К примеру, львовская сеть «Рукавичка» с марта 2022 года увеличила количество магазинов со 185 до 190 (+3% довоенного уровня). Также сеть возле дома «Файно маркет» в Кировоградской и Черкасской областях выросла на 7 торговых точек и насчитывает 137 магазинов (+5%).
В то же время мультиформатная сеть Таврия В, локации которой сосредоточены на юге страны, работает всего на 43% от довоенной мощности: открыты 51 из 119 магазинов.
Вторая по доле закрытых магазинов – столичная сеть КОЛО. Но ритейлеру удалось за последний месяц изменить ситуацию. В апреле в сети работало всего 40% магазинов, а 60% было закрыто или потеряно, теперь наоборот – уже 60% торговых точек в строю.
Среди крупных игроков показатель закрытых магазинов колеблется от 12 до 19%. Больше закрытых магазинов в АТБ – 235, впрочем, сеть быстро восстанавливает позиции и недавно снова пересекла отметку в 1000 открытых точек (работает 1013, что составляет 81% сети).
Ближайший конкурент Fozzy Group (сети Сильпо, Фора и др.) смог более чем вдвое сократить количество закрытых магазинов: с 270 до 128. Что снизило их долю с 34% до 16%.
Так же ЭКО маркет уже не 12%, а только 6% неработающих точек благодаря возобновлению работы еще 8 магазинов. В то же время, сеть «Ашан» вынуждена была прекратить работу еще двух супермаркетов, в результате — количество закрытых магазинов достигло 8 (18% сети).
По словам руководителя GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины Наталии Петровской, сейчас ритейлерам необходима поддержка бизнеса в финансовых программах по возмещению и возобновлению утраченных активов, да и программы на развитие каждой отрасли (не только критической инфраструктуры).
«Нужны также упрощение налогообложения, ставок НДС для бизнеса, доступность экваринга, также запуск расширенной финансовой программы поддержки для релокированного бизнеса, компенсации затрат компаний, которые собственными силами проводили релокацию, компенсация (хотя бы частичная арендная ставка), а также программы государственных компенсаций для работников вынужденно переселенных компаний», — подчеркнула Петровская.
Как управляются сети с дефицитом и логистикой. Пример NOVUS и Fozzy Group
Как рассказал в комментарии директор юрдепартамента сети NOVUS Максим Бугаев, за три месяца полномасштабной военной агрессии РФ компания столкнулась со всеми системными проблемами, что и все крупные участники рынка.
В частности, были разрушены привычные логистические цепи с поставкой товаров, многие производители сократили или прекратили деятельность, критически упала покупательная способность населения и выросли цены на большинство товарных групп. Значительно подорожали услуги по перевозке, стоимость которых почти полностью легла на сеть. В результате ракетных атак полностью разрушен новый офис компании и уничтожены товарные запасы на десятки миллионов в логистических центрах, в Буче и Ирпене разбиты и ограблены захватчиками магазины.
«Мы значительно сократили расходы, пытаясь сохранить максимально рабочие места и поддерживая, где это было объективно возможно, работу магазинов. Ищем понимание аренды магазинов на время военного положения с владельцами помещений, нарабатываем новые условия сотрудничества с поставщиками. Подстраиваем под новые реалии ассортимент», – рассказал Бугаев.
В компании также после уничтожения логистического центра изменили подход к хранению товара, пытаясь диверсифицировать его расположение и предотвратить потерю одновременно большого количества товарных запасов.
«Одной из нерешенных проблем является невозможность оплаты товаров, которые не включены в перечень критического импорта, как следствие, невозможность обеспечить покупателей привычным для них ассортиментом и продуктами, иногда даже первой необходимости. Большинство позиций по ассортименту удается закрыть. В настоящее время есть недостаток по борщевому набору (капуста, свекла, картофель), фруктам и молодым овощам», — пояснил представитель NOVUS.
По предварительным подсчетам Fozzy Group, общие общие компании превышают 2,4 млрд. грн. Это и разрушенные магазины, и уничтоженный или разграбленный товар, поврежденные склады и нанесенный ущерб производству, рассказали в компании.
К началу войны в сети работало 736 магазинов, сейчас работают более 620 объектов, 67 частично или полностью разрушены, 27 в зоне боевых действий или на временно оккупированных территориях. Компания разработала специальные алгоритмы для фиксации ущерба.
«Мы были вынуждены перестроить ряд процессов. Это касается цепей и способов снабжения продуктов и товаров. Учитывая изменение ассортимента в военное время, изменились подходы к работе со складской логистикой. Изменился список поставщиков: некоторые остановили работу, некоторые на временно оккупированных территориях. Поэтому были вынуждены искать новых поставщиков, в том числе зарубежных», — отметили в компании.
Претерпел существенные изменения и продуктовую корзину после начала войны.
«Есть продукты, на которые чувствуется повышенный спрос, поэтому в этих категориях полки начинают быстрее редеть – крупы, товары длительного хранения, овощи. Также в дефиците сейчас соль из-за остановки одного из крупнейших украинских предприятий, которое находится в зоне боевых действий. Впрочем, острого дефицита нет, но и прежней ширины ассортимента тоже нет. Есть дефицит отдельных групп товаров», – пояснили в Fozzy Group.
Non-food ритейл (лекарство, топливо и быт)
В других секторах ритейла фиксируется постепенное возобновление работы большинства сетей. Быстрее всего возобновили работу ритейлеры в товарах, в которых ощущается наибольшая потребность. В мае количество открытых аптек увеличилось всего на 1%, с 3440 до 3502. То есть закрыто всего 8% от общего количества аптек (3796).
В мае еще на 3% уменьшилось количество закрытых магазинов сегмента drogerie, товаров для дома, химия, косметика. Не работает 424 точки из 2652. Из 1100 магазинов EVA не работает только 172 точки или 16%. В Watsons открыто 283 магазина из 320-ти (не работает 12%).
Магазины электроники, техники и стройматериалов восстанавливаются медленнее. За два последних месяца торговля ПТИЭ уменьшила долю закрытых точек на 14%, то есть по 7% в месяц. В настоящее время из 894 магазинов не работает треть.
Больше всего закрыто точек в сети моносторов и Studio – 11 из 17, или 65%. Что не удивительно, потому что в небольшой сети относительный показатель будет значителен даже при потере одной точки. В то же время в компании Фокстрот, которая в результате боевых действий понесла немалые потери (в частности, большой склад с товаром) из 169 магазинов работает половина (51%). За последний месяц ритейлер возобновил работу 8 магазинов.
Наиболее удачно пережила первые месяцы полномасштабной войны сеть «Цитрус», где закрыто только 5 магазинов из 54. Наиболее динамичное обновление демонстрирует Алло, компания увеличила на 24 единицы количество работающих точек, и теперь в сети из 340 магазинов закрыты только 86 или 25% (в апреле 32%). Сопоставимые показатели потерь у Comfy и Eldorado: 22% и 36% соответственно.
Наиболее медленно идет восстановление в торговле сектора jewelry, который и пострадал от войны больше всего – только 12% прироста отрытых точек. Здесь работает 786 точек из 1313 (60%). Лучшие показатели у бренда «Серебряный Возраст», который снизил долю неработающих магазинов с 95% в марте до 11% в мае. Но в этом месяце появился новый лидер по темпам обновления – бренд «Серебряная Страна», снизивший долю неработающих магазинов с 67% до 26%.
В то же время ситуация постоянно меняется. Накануне сеть гипермаркетов Эпицентр сообщила, что потеряла контроль над помещением ТЦ и гипермаркета Новая линия в г. Херсон. Из-за боевых действий полностью уничтожены ТЦ компании в Чернигове, Мариуполе и Буче.
Также в результате ракетного удара компания потеряла 5 магазинов в столичном ТРЦ Retroville (Intersport, 4F, TAF, E.Pic и «Галереи Деко»). Артиллерийскими обстрелами были повреждены торговые центры в Харькове. Еще часть ТЦ сети прекратила работу в результате оккупации части украинских территорий на востоке и юге страны.