Количество работающих торговых объектов в течение второго месяца войны на территории Украины увеличилось на 6% по сравнению с мартом.
Как свидетельствуют данные исследования Ассоциации ритейлеров Украины, ритейл постепенно возобновляет работу торговых точек. На 56 день войны количество работающих объектов ритейла в Украине составило 77% по сравнению с довоенным периодом. Это на 6% больше показателя прошлого месяца.
Закрытыми по тем или иным причинам остаются 23% торговых объектов.
Общее количество работающих торговых объектов в стране по состоянию на 21 апреля составило 11744 при общем количестве 15263 магазинов, работавших до начала полномасштабных военных действий. Положительную динамику в открытии торговых точек показали все сферы торговли, кроме продуктового ритейла.
По сравнению с мартом количество закрытых мини-маркетов, супермаркетов и гипермаркетов в этом сегменте увеличилось на 3% (1117 торговых точек в апреле по сравнению с 978 точками в марте).

Наибольший рост количества объектов продемонстрировали торговля одеждой и ювелирные магазины. Фото: Ассоциация ритейлеров
В ассоциации объясняют это тем, что сети сейчас оптимизируют свою работу. Увеличение доли закрытых магазинов с 21 до 24% продиктовано необходимостью оставить в работе только те объекты, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов и иметь соответствующий потребительский спрос.
Второй важный фактор, влияющий на количество работающих магазинов – плата за аренду помещений, которая, несмотря на войну, осталась прежней.
«С начала войны продуктовый ритейл несет огромные потери как в связи с повреждением магазинов на территориях, где ведутся боевые действия, так и в связи с усложнением логистики и падением платежеспособности населения. Отрицательно на ритейл повлияли изменение потребительской корзины (в основном она состоит из товаров, на которые продолжает действовать законодательное ограничение торговой наценки в размере 10%) и решения о запрете продажи алкоголя", — комментирует ситуацию руководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Наталья Петровская.
За последние две недели возобновили работу 95 продовольственных точек по всей территории Украины. Но несмотря на это, в сумме магазины вышли на минусовый общий результат: в настоящее время работает только 3463 магазина FMCG-операторов в апреле против 3600 в марте.
Так, самая большая сеть продовольственных магазинов АТБ имеет только 79% открытых магазинов против 85% в марте. Некоторые сети постепенно наращивают количество работающих магазинов, таких как сеть Varus, где задействовано уже 86% от довоенного количества торговых точек (в марте работало только 90 магазинов из 112, что на 6 магазинов меньше, чем в апреле). А в сети Novus количество открытых магазинов по сравнению с мартом осталось неизменным: сейчас работает 66 магазинов из 86, как это было в марте. Вместе с тем, например, сеть «Перчатка», работающая преимущественно на Западе страны, даже приросла за это время на одну торговую точку и теперь насчитывает 186 магазинов.
В других секторах ритейла фиксируется постепенное возобновление работы. Больше всего в апреле возобновили работу сети сектора jewelry, 85% магазинов которых в марте была закрыта. В настоящее время в сегменте работает 629 торговых точек против 194 в марте, что дало 33% положительной динамики. Лучшие темпы восстановления показал бренд «Серебряный век», который за месяц снизил долю неработающих магазинов с 95% в марте до 17% в апреле. Наибольшая доля неработающих магазинов в Zarina – 75%, хотя сети удалось за месяц возобновить работу 8 магазинов.

Fashion в апреле увеличил более чем в полтора раза количество возобновивших работу точек. Их доля выросла с 28 до 46%. Фото: Ассоциация ритейлеров
Еще один сектор торговли показывает значительную динамику в возобновлении работы, но все еще остается с низким процентом открытых торговых точек по отношению к довоенному периоду – розничная торговля одеждой и обувью. Fashion в апреле увеличил более чем в полтора раза количество возобновивших работу точек. Их доля выросла с 28% до 46%, благодаря чему динамика по сегменту составила 18%.
В абсолютных цифрах это выглядит как 234 открытых магазина в апреле против 142 в марте. Лучшую динамику показывают бренды Estro и Famo, в которых остаются закрытыми только 31% и 34% магазинов. В сети Argo открыто только 21% магазинов (9 из 33, на 8 больше, чем было еще месяц назад).
Медленно возобновляется работа развлекательных центров, 87% которых не работало в марте, сейчас этот показатель несколько улучшился – до 72%. В частности, постепенно возобновляется работа кинотеатров Multiplex (уже работает 8 из 30 объектов).
Сектор торговли бытовой техникой и электроникой в марте имел 56% открытых торговых точек и постепенно нарастил их долю до 63% в апреле. Так, из 894 магазинов, работавших до вторжения РФ, в настоящее время действует 559.
Среди восьми опрошенных сетей на 100% возобновила работу ВМ Техника (27 работающих магазинов), на 81% — Цитрус (сейчас работает 44 точки из 54). Из 340 торговых точек «Алло» в настоящее время работают 230 – 68% сети. Такие ритейлеры, как Comfy, Eldorado и Фокстрот, возобновили работу в 71%, 60% и 46% торговых точках соответственно.
В категории Non-food (товары для дома, химия, косметика) динамика открытия торговых точек составила 8%, сейчас работающими остаются 2155 торговых точек из 2652, то есть 81%. За месяц количество закрытых точек уменьшилось с 724 в марте до 497 в апреле. В аптечной сфере динамика открытия торговых объектов составила 7%, количество закрытых аптек уменьшилось с 625 торговых точек в марте до 356 в апреле.
В опросе, который проводился с 18 по 21 апреля 2022 г., приняло участие более 90 компаний-членов Ассоциации ритейлеров, деятельность которых охватывает все сегменты рынка, включая food-ритейл (мини-маркеты, супермаркеты, гипермаркеты), non-food ритейл (товары для дома, химия, косметика), electronics (бытовая, цифровая техника), fashion (одежда, обувь), ювелирные изделия, стройматериалы, аптеки, заправки и т.д.