Facebook Pixel

«Укрнафта», погода, генераторы: какие факторы влияют на рост цен на топливо

Цены на нефтепродукты продолжают расти — на прошлой неделе минимальные отметки составили 52 грн/л. Хотя еще в октябре в интервью The Page директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн прогнозировал, что цены в течение ноября стабилизируются, а в начале декабря можно ожидать даже незначительное проседание.

Но война и другие причины вносят свои коррективы. Они и привели к напряженнности не только в энергетике, но и на топливном рынке.

Цены на топливо: как повлияла национализация

Главным фактором ресурсного напряжения и коррекции цен Сергей Куюн называет последствия внезапной национализации компаний «Укрнафта» и «Укртатнафта», которые контролировал менеджмент группы «Приват» Игоря Коломойского. Эта группа обеспечивала топливом сеть «Укрнафты», насчитывающую 450 АЗС. Группа транспортировала топливо своими бензовозами — их, по приблизительным оценкам, 80 — 100. Национализация повлияла на механизм поставок, и сеть «Укрнафты» почти остановилась. Этому также способствовал тот факт, что многие станции не оборудованы генераторами.

Нынешний менеджмент «Укрнафты» во главе с Сергеем Корецким вынужден выстраивать новую систему обеспечения, создающую дополнительное давление на внутренний рынок. По данным Куюна, перебои с горючим ощущают и сети самой группы «Приват», крупнейшей в стране, до войны объединявшей примерно 1 тыс. АЗС.

Как на цены на топливо повлияли генераторы

Еще одной причиной было активное использование генераторов. Бензиновые и дизельные генераторы постепенно заполняют улицы, снабжая электроэнергией производственные помещения и торговые заведения.

По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в ноябре — декабре только генераторы увеличили спрос на топливо на 10%, и это изменило тенденцию сезонного падения в потреблении.

Украине пришлось ощутить на себе и европейское эмбарго на российскую нефть, вступившее в силу 5 декабря. Из-за неопределенности последствий этого беспрецедентного шага европейские трейдеры начали придерживать топливо, в то время как украинцы из-за увеличения спроса после массированного обстрела 23 ноября стали активнее искать дополнительные партии.

Многослойная логистика топлива

Не менее важным фактором декабрьских осложнений стала логистика.

  • Железные дороги. Эксперт приводит пример Польши, где в приоритете транспортировка угля из портов для нужд отопления. Следовательно, «нефтяные» грузы массово задерживаются.
  • Море. Из-за погодных условий начались длительные задержки танкеров, везущих горючее в румынские и молдавские порты (последние – на Дунае). В настоящее время известно о двухнедельных задержках из-за шторма и тумана, что приводит к штрафным санкциям и удорожанию горючего.
  • Бензовозы. Из-за снега и непонятной работы отдельных украинских таможенных пунктов многокилометровые пробки образовались на западных переходах Украины. По данным Сергея Куюна, в середине декабря на одном из переходов на границе с Румынией образовалась пробка протяженностью 17 км, транспорт там двигался со скоростью 3 км в сутки. В Польше из-за снегопадов движение грузового транспорта вообще прекратилось на несколько дней. Погода отменила все графики отгрузок и в самой стране.

Повод для оптимизма: когда ждать стабильные цены на нефтепродукты

При всем этом импортные поставки бензина и дизтоплива в декабре выросли на 25 — 30% в сравнении с предыдущими четырьмя месяцами. Однако чтобы обеспечить такой уровень поставок, пришлось немного переплатить европейским поставщикам, которые держат нос по ветру. Возможности заработать на украинском спросе они не потеряли.

Также некоторые сети вынуждены были поднять цены, пытаясь сбить ажиотажный спрос в конце ноября и отпасовать потребителей на станции конкурентов.

Ценовая перспектива, по словам Сергея Куюн, будет зависеть от скорости наполнения рынка и мировых тенденций. Печальные прогнозы о последствиях нефтяного эмбарго и установления ценового предела на российскую нефть не оправдались. Напротив, цены даже несколько просели. Но ситуация остается турбулентной.

Глава «Консалтинговой группы А-95» считает, что напряжение и неопределенность будут господствовать до весны, когда Европа разберется с очередным вызовом — эмбарго на импорт российских нефтепродуктов. Оно, напомним, стартует 5 февраля.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора